Обводнённый грунт и гипс. Строители «Восточного выезда» о проблемах, с которыми столкнулись
Под сводами «Восточного выезда» мощная техника пробивает одну из стен. Глыбы падают у самых гусениц экскаватора. Но обрушение - часть работ. Так соединяют тоннель северной ветки, по которой поедут автомобили с трассы М5 в Уфу.
Асабали Закавов, генеральный директор ООО «Башкирская концессионная компания»: «Работа сложная. Тут такое сложное техническое сооружение, как тоннель. Ещё произведён большой объём работ на эстакадной части. С начала этого года объём выполненных работ - 3,5 миллиарда рублей. А всего с начала проекта 16,4 миллиарда рублей».
Задача экскаваторщика - аккуратно пробить брешь в толще породы. За ней ждут строители, которые рыли тоннель с другой стороны.
Местная порода, говорят строители, совсем неоднородна. В ней намешано всё и сразу. Поэтому просто разнести стену не выйдет. Приходится работать так - один человек подсвечивает лазерной указкой нужные места, а второй дергает за рычаги в кабине и начинает дробить породу.
Павел Шаповал, начальник управления строительства техзаказчика ООО «ПУСК»: «Действительно, мы ведём работу в сложных геологических условиях. И последние метры до сбойки были не из простых. Породы здесь сложные и разноплановые - прослойки известняка, гипсовые отложения, глина, песчаники. Есть обводнённые грунты, которые требуют серьёзной и неторопливой работы».
В один момент вместо грохота камня послышался лязг металла об металл. Это значит, что отбойник достиг рукотворных конструкций, которые удерживают потолок. Ещё пара ударов, и с той стороны забил свет, а через несколько минут показались и люди.
Теперь, когда два участка одного тоннеля соединены, рабочим нужно полностью укрыть его бетоном. Сделать это они хотят к концу года.
Асабали Закавов, генеральный директор ООО «Башкирская концессионная компания»: «Нам нужно бетонирование свода. У нас уже стоит одна опалубка здесь. Ещё одна есть с той стороны. В августе хотим установить ещё одну опалубку. И есть такие планы, что к концу этого года мы полностью сделаем Северный тоннель. Завершим его постоянные конструкции и сдадим их в бетоне».
Новые санкции, уверены в Правительстве Башкирии, строительства «Восточного выезда» не коснутся.
Раиф Абдрахимов, вице-премьер Правительства РБ: «На сегодняшний день примерно на 46% завершены строительно-монтажные работы. По тоннелю выполнено около 60%. Сейчас занимаемся дополнительным финансированием из Федерального бюджета. Даже попробуем передвинуть эти деньги с 2023 на 2022 год. Надеемся, что к концу 2023 уже откроем движение здесь».
Асабали Закавов, генеральный директор ООО «Башкирская концессионная компания»: «Безусловно все мы знаем, как выросли цены на строительные материалы. Сейчас мы с правительством решаем этот вопрос. На текущий момент мы на месяц вперёд ускоренными темпами успели завершить сбойку Северного тоннеля».
Напомним, что в 2021 году премьер-министр Правительства Башкирии Андрей Назаров отмечал, что сроки работ могут сократиться на несколько месяцев из-за увеличения темпов. Теперь и движение транспорта по тоннелю собираются запустить не в 2024-м, а в 2023 году.