Оказывается, в Уфе уже 4 год работает центр, который следит за работой автобусов. Как он устроен?
Транспортная реформа в Башкирии продолжается, сейчас она выходит на второй этап. Этот переход анонсировал Радий Хабиров на оперативном совещании в Правительстве. Одна из его частей - регулирование маршрутов транспорта.
Радий Хабиров, глава Башкирии: «Первую, очень важную задачу, делали мы - создавали элементарно нормальный автопарк. У нас сейчас средний возраст автомобилей, которые бегают по Уфе, это 3-4 года. Это очень хороший показатель. Буквально три года назад им было по более 10 лет, была старая некачественная ржавая техника. Сейчас важно другое: сейчас надо решать более сложные интеллектуальные задачи, такие как соблюдение интервалов и соблюдения регулярности. Вот здесь вот точно есть над чем поработать, но для этого нужны интеллектуальные решения».
Оказывается, в Уфе уже 4 год работает центр, который следит за движением общественного транспорта республики. Единственный нюанс — пока это распространяется только на межмуниципальный транспорт, то есть сотрудники контролируют движение междугородних направлений и тех машин, которые пересекают столицу Башкирии До этого транспорт выходил на линию, и отследить, почему, например, автобус пропустил остановку, было почти невозможно.
Ильнур Лукманов, начальник отдела мониторинга и диспетчеризации ГКУ РБ «Центр организации перевозок»: «Центр появился в июле 2018 года. Основными функциями являются установление межмуниципальных маршрутов, изменения маршрутов, и контроль за исполнением движения на маршрутах с помощью автоматизированных систем».
Системы подразумевают единую базу справочников, остановок, маршрутов и расписаний. Туда же добровольно добавляется информация о перевозчиках. После этого центр контролирует движение общественного транспорта на маршрутах. Для этого каждая машина должна быть оснащена абонентским терминалом спутникового мониторинга.
Ильнур Лукманов, начальник отдела мониторинга и диспетчеризации ГКУ РБ «Центр организации перевозок»: «Вторым этапом транспортной реформы объявили контроль за исполнением расписания и интервалов. Как раз работая в этой системе, мы всё это видим: отклонения от расписания, опережают ли, отстают ли, есть ли отклонения от маршрута. Всё это видим, а программа всё фиксирует. Мы эти данные в режиме онлайн передаем диспетчерским службам перевозчиков, они реагируют на эти события, доводят информацию до водителей, чтобы в будущем такие нарушения не повторялись».
Неважно, автобус это или троллейбус — в центре следят за всем транспортом, и частным, и государственным. Начальник отдела уверен, что мониторинг помогает с типичной проблемой, когда свой автобус приходится долго ждать.
Ильнур Лукманов, начальник отдела мониторинга и диспетчеризации ГКУ РБ «Центр организации перевозок»: «Пассажирский транспорт станет удобным и предсказуемым. Если пассажир знает, во сколько каждый день автобус приезжает, то он сможет в это же время выходить на остановку и точно знать, что сейчас подъедет такой-то автобус, который доедет в такое-то время до такого-то места».
Юлия работает в Центре общественных перевозок Башкирии уже год. Девушка говорит, что рабочий день начинается с «отрисовки» маршрута: в электронном реестре она просматривает все остановки того или иного транспорта. После «отрисовки», составляется расписание, которое передают перевозчикам.
Юлия Шарипова, главный специалист отдела мониторинга и диспетчеризации ГКУ РБ «Центр организации перевозок»: «Составляется расписание по выходам: в какое время, сколько машин, с каким интервалом. После того, как прорисован маршрут, составлено расписание, мы уже можем передать эти маршруты специалистам, чтобы они просмотрели их. Смотрим мы их в программах: у нас есть карта, есть диспетчер. Например, тот же 110 маршрут сможем посмотреть, как мы забили ему расписание, и как он едет по факту. Все отклонения просматриваются, и в случае чего связываемся с их диспетчерами».
Эльнара Хасанова, корреспондент: «А что по поводу добавления или изменений маршрутов? Жители часто просят, чтобы пустили автобус до определенного места, или чтобы он заезжал на определенную остановку».
Ильнур Лукманов, начальник отдела мониторинга и диспетчеризации ГКУ РБ «Центр организации перевозок»: «При изменении маршрутов в данный момент или сам перевозчик, или житель может обратиться к нам с заявлением на изменение имеющегося маршрута или создать новый маршрут. Заявление рассматривается комиссией, изучается спрос, и после этого принимается решение об изменении или установления нового маршрута».
Что касается управления общественными перевозками в Уфе, то ранее мэрия заявляла о намерениях разработать документ транспортного планирования. Для этого появится проектный офис, а также рабочая группа, которая будет помогать подрядчику. Сейчас в мэрии готовят техзадание, а к концу месяца в планах объявить соответствующую закупку. По идее, городу нужен свой центр транспортного планирования.
(архив) Олег Хмарин, начальник Управления транспорта и связи Администрации Уфы: «На сегодняшний день у нас очень остро стоит задача разработки такого нового документа, на основании которого мы подготовим и комплексную схему обслуживания населения общественным транспортом, этот документ как транспортная стратегия, которая регламентирует дальнейшее развитие. Также мы на его основании сделаем документ планирования перевозок: установка новых маршрутов, их отмена и так далее».
Ильнур Лукманов, начальник отдела мониторинга и диспетчеризации ГКУ РБ «Центр организации перевозок»: «Город должен внутренние муниципальные маршруты сам устанавливать, сам изменять, и сам также контролировать их. Системы, которые обновили, они позволяют всем муниципалитетам в ней работать, в том числе и нам, и отслеживать свои маршруты. «Свои», имеется в виду, что городские маршруты отслеживает муниципалитет города, а мы отслеживаем межмуниципальные маршруты».
Насколько интеллектуальные решения помогут изменить ситуацию с республиканским транспортом, покажет только время. Результаты второго этапа реформы будут оценивать сами жители республики.