Она спланировала Черниковку и защитила её от реформ Хрущёва. Рассказываем о Маргарите Куприяновой
Константин Донгузов, профессор кафедры архитектуры УГНТУ: «Уфимец считает, что всё хорошее, красивое и нужное возникает само собой. На самом деле это не так. Всё это возникает усилиями таких людей, как Маргарита Николаевна Куприянова».
Центр Черниковки отличается от остальной части района. Здесь сохранилась сталинская архитектура, которую трудно найти во всём остальном городе. Таким это место сделала Маргарита Куприянова - главный архитектор города Черниковск.
Константин Донгузов, профессор кафедры архитектуры УГНТУ: «Все знают, что красивый центр северной части создан благодаря выдающимся организаторским и архитектурным способностям Маргариты Николаевны. Когда началась война, то работать архитектором можно было только на восточных территориях страны. В нашей истории есть двадцатилетие советской неоклассики. Этот период делится на две половины. И Маргарита Куприянова попала во второй этап, когда после войны возник стиль "Победа"».
По словам нашего собеседника, Маргарита Куприянова до мелочей проработала Черниковск, который позже стал частью Уфы. Устройство улиц и дворов, над которыми она работала, считается наиболее удобным во всём городе.
Константин Донгузов, профессор кафедры архитектуры УГНТУ: «Этот ансамбль неоклассики простирается от УГНТУ до кинотеатра «Победа». Дальше там как будто отрезано. И от кинотеатра до «машинки» идут сплошные пятиэтажки. Но то, как сформирована расстановка масс, расставлены акценты и решено, как будет выглядеть город - это была зона контроля Маргариты Куприяновой».
В архивах Союза архитекторов Уфы удалось найти две папки со старыми документами, которые принадлежали Куприяновой. В них есть чертежи, с которых начиналось строительство города.
Константин Донгузов, профессор кафедры архитектуры УГНТУ: «Такие папки делались для представления человека к государственной награде. Вот, например, её концепция ансамблевой застройки. Это та вещь, без которой раньше нельзя было ничего согласовать и построить. Сегодня это практически утраченный жанр. Если главный архитектор не работает над этими параметрами, то город превращается в лоскутное одеяло».
Глядя на снимки и макеты, профессор рассказал нам, что спасать архитектуру приходилось и шестьдесят лет назад. И если бы не усилия и смекалка главного архитектора тех лет, то сегодня Черниковка выглядела бы как проспект Октября.
Константин Донгузов, профессор кафедры архитектуры УГНТУ: «По инициативе Хрущёва убранства зданий, которые мы видим, объявили излишествами. Запрещалось устанавливать на фасады детали, которые уже были привезены на стройку. И наш нефтяной университет должен был тоже выглядеть как БашГУ. Маргарита Николаевна успела спасти центр. Она писала отчёты о том, что всё уже успели смонтировать. Хотя многие вещи ещё не были привезены и сделаны, она отчиталась о том, что всё уже построено. Поэтому центр был отстроен в таком богатом виде. Это гражданский подвиг архитектора».
Чертежи и фотографии Куприяновой помогают понять, как размышляли архитекторы прошлого и как на застройку города смотрят нынешние мастера.
Константин Донгузов, профессор кафедры архитектуры УГНТУ: «Совсем другой был подход. Необходимо было формировать ансамбли. И вот этот подход и воплощён в этой маленькой модели. Это островок ансамблевой постройки. Но видно, что он проникает вглубь. Там жилые примыкающие кварталы выполнены как архитектурный ансамбль с этим основным позвоночником. Теперь ответственность архитектора сузилась до интересов девелопера и участка, который ему даёт город».
В разговоре с нами Константин рассказал, что роль главного архитектора велика в маленьком городе. Но в милионнике у него не хватит ни сил, ни времени уследить за всем сразу.
Константин Донгузов, профессор кафедры архитектуры УГНТУ: «Партийное руководство Москвы назначило магистральных архитекторов. То есть определялась фигура, которая отвечала за застройку улицы Горького, Ленинского проспекта и так далее. Если вы не понимаете границ ансамблей, то вы их никогда не получите. И в этом смысле Уфа оголена. У нас никогда не было академий. А в Казани по программам Академии художеств работала Казанская архитектурная школа».
Сейчас преподаватели ждут от государства инвестиций в образование архитекторов. До тех пор наводить порядок, проектировать с умом и строить будет некому.