От транспорта до экологии. Как урбанистика помогает Башкирии стать лучше?
Восьмого ноября весь мир отметил День урбанизма. Многие россияне до сих пор думают, что эта наука про велодорожки и урны. Но все намного сложнее - урбанистика посвящена развитию самых разных городских сфер: от транспорта до экологии.
Александра Катасонова, сооснователь Института развития городов и сел Башкирии, руководитель отдела стратегического планирования: «Возникает противоречивое суждение о том, что урбанист практически ругательное слово, что это непонятное и ничего не значащее обозначение, которое действительно у некоторых вызывает ассоциацию с установкой лавочек и урн, с небольшими изменениями, которые не связаны с научным обоснованием, с масштабом города».
На самом деле урбанистика направлена на развитие городских территорий. Но построенный сквер или благоустройство набережной результат работы большой команды - от архитекторов и дизайнеров до инженеров и социологов. В Башкирии локомотивом урбанистики является Институт развития городов и сел. С 2019 года под его кураторством преобразились общественные пространства в разных городах республики.
Алмаз Фаткуллин, директор Института развития городов Башкирии: «Секрет в том, что ты сам веришь в то, что ты делаешь. Ты транслируешь эту веру команде и она чувствует ее, разделяет. Вместе вы работаете на результат».
Урбанистика - это не только про планирование, но и про диалог и поиск общего языка. Проблемы у городов-миллионников примерно одни и те же - дороги, сфера ЖКХ, плотная застройка. На некоторые из них могут повлиять урбанисты, но нужно достучаться до горожан.
Александра Катасонова, сооснователь Института развития городов и сел Башкирии, руководитель отдела стратегического планирования: «Мне кажется, что в Уфе немного накопился не самый позитивный опыт взаимоотношений публичной власти и активистов. В какой-то мере не было достаточно открытого диалога и поэтому у людей сформировалось недоверие к публичным инициативам. К тому же у горожан не сформировалась культура выражения своего мнения».
Ну а чтобы идея была воплощена, всем сторонам необходимо договориться. Здесь урбанисты выступают в качестве переговорщиков. Самыми разнообразными знаниями должны обладать и городские планировщики - люди, которые по сути создают и наполняют смыслом новые территории на основании исследований и опросов.
Эльмира Низамова, городской планировщик: «Больше всего мне хотелось бы, чтобы те решения, которые принимаются в рамках развития Уфы, были обоснованы исследованиями, данными, чтобы они были вшиты в стратегию развития Уфы. Во многих городах мира давно уже применяют стратегическое планирование».
Однако в сознании большинства людей урбанисты - это люди, которые агитируют за велодорожки и развитие пешеходной среды. Но как они могут повлиять на развитие транспортной сферы?
Александра Катасонова, сооснователь Института развития городов и сел Башкирии, руководитель отдела стратегического планирования: «Что мы можем сделать? Увидеть вовремя назревающую проблему, либо уже существующую, и предложить ее решение. Конечно, решение транспортных проблем зависит от политической воли. Но чтобы ее применить, нужно понимать, как это сделать. Специалист способен это сделать, оценив математически ситуацию, измерить транспортные потоки. В направлениях подготовки [в университетах] нет. У нас в университетах готовятся студенты по разным направлениям - городской планировщик, градостроитель, транспортный инженер. В Европе есть направления, которые так и называются - урбанизм. Это направление подготовки. У нас это все более специализировано. На стыке разных специальностей у нас сейчас складываются проекты городского развития».
Пока же в России к урбанизму относятся больше как к хобби, нежели большой и сложной науке. Но внимание, которое оказывается городскому планированию, растет год от года. Возможно, голос экспертов скоро будет звучать так же громко, как голос чиновников или застройщиков.