Откуда сложнее уехать уфимцам-инвалидам? Оценили доступность вокзала, автовокзала и аэропорта
Заблудиться на вокзале или в аэропорту, опоздать на свой рейс — большой страх многих. Ещё сложнее сориентироваться на транспортных объектах людям с сенсорными нарушениями и тем, кто передвигается в инвалидной коляске.
Булат Сафин, член Общественной палаты Башкортостана, адвокат, инвалид по зрению: «Человек не знает к кому и как можно обратиться. Нет кнопки вызова персонала. И если человек идёт без сопровождающего, то заблудиться здесь не сложно».
Мы посетили три транспортных объектах Уфы - международный аэропорт имени М. Карима, железнодорожный вокзал и Южный автовокзал. Именно здесь у маломобильных граждан чаще всего возникают проблемы. Мы обратили внимание на несколько параметров, которые облегчают передвижение: наличие тактильной ленты или плитки на полу, мнемо-карты и их состояние и возможность вызвать сотрудника. И в этом плане аэропорт показал наивысший уровень сервиса.
Булат Сафин, член Общественной палаты Башкортостана, адвокат, инвалид по зрению: «Мы бы попросили вас прийти к нам и поделиться опытом с коллегами из Железнодорожного вокзала и Южного автовокзала. Потому что аэропорт — флагман в этом направлении».
Если же предстоит дальний путь по земле — придётся выбрать поезд. Но прежде – разобраться в том, как добраться до касс и нужной платформы внутри уфимского вокзала.
Булат Сафин, член Общественной палаты Башкортостана, адвокат, инвалид по зрению: «Я бы не понял, куда мне дальше идти. На входе не висит мнемосхема, чтобы я понял, куда идут дорожки. Она висит где-то там. И я не знаю где её посмотреть. Самой тактильной дорожки здесь нет. Будь я один, я бы шёл перпендикулярно от входа до тех пор, пока не упёрся бы в какую-то преграду. Как робот-пылесос».
Мнемосхему, которая должна была находиться справа от входа, мы нашли чуть глубже в холле вокзала. Не без помощи сотрудников вокзала и искусственного интеллекта в телефоне.
Булат Сафин, член Общественной палаты Башкортостана, адвокат, инвалид по зрению: «Мы не можем до неё самостоятельно дойти, потому что здесь нет направляющих. По крайней мере я знаю, что справа лестница. Когда вокруг вообще ничего нет ничего, что позволяет сориентироваться, можно использовать интеллектуальную систему, которая поможет описать окружение и помочь сориентироваться».
Впрочем, большую ставку в удобстве ж/д вокзал делает не на инфраструктуру для людей с инвалидностью, а на персонал, который им помогает. Главное, заранее позвонить по номеру горячей линии, который указан на сайте и сообщить о своём скором прибытии. А вот на Южном вокзале не вышло сориентироваться даже по меткам на полу. Мнемосхема, которая должна была находиться справа от входа, оказалась слева. А значит просто осталась незамеченной.
Булат Сафин, член Общественной палаты Башкортостана, адвокат, инвалид по зрению: «Честно говоря, куда они ведут — трудно понять. Я вот сейчас иду. А куда иду — непонятно. Конечно, в таких узловых учреждениях мнемо-схема необходима. Вот если будешь идти здесь один как незрячий человек, передвигаться получится — тактильная плитка есть. Но где какая платформа и где какой автобус стоит — я не пойму. Какие-то мероприятия по доступной среде здесь базовые есть. Но самостоятельно и без посторонней помощи я бы тут не рискнул. Да и с посадкой в автобус я бы не справился».
Алсу Тимошенко, начальник Южного автовокзала: «Человеку, который проводит посадку по рации мы передаем: «Будьте внимательны! В ваш автобус будет производиться посадка пассажира из категории маломобильных граждан. Мы помогаем человеку сесть в салон. А коляску либо складываем, либо ставим в салон. Сами понимаете, автовокзал 1968 года постройки. И строился он без учёта всего этого. Сейчас всё модернизируется и потихоньку исправляется».
Основной упор Южный автовокзал тоже делает на сотрудников и звонок от пассажира, который должен быть совершён заранее. Поэтому если доступная среда и появляется на транспортных объекта Уфы, она всё ещё не может функционировать в отрыве от сотрудников, и не предоставляет людям с инвалидностью полной самостоятельности. Этот вопрос будет вынесен на обсуждение 24 октября на форуме «Ломаем барьеры».