Перформансы, фестивали и новый опыт. Уфимцам рассказали о развитии современного танца в Башкирии

11 июня 2022
Историю рассказали на экране кинотеатра.

Больше 30 лет назад академическую хореографию в России подвинула хореография современная. Новое веяние прижилось в Башкирии, и танцоры принялись его смело исследовать.

Михаил Сапченко, хореограф, герой фильма «Перформанс»: «В «лихие 90-е», когда всё было ужасно и страна разрушалась на мелкие осколки, когда всё было ужасно в социальном плане, у нас в Башкортостане зарождалось новое направление - Modern dance».

 

В столице Башкирии одними из первых современным танцем увлеклись Михаил Сапченко и Андрей Яновский. Они развивали любительский театр и регулярно устраивали перформансы.

Михаил Сапченко, хореограф, герой фильма «Перформанс»: «Мы ездили на фестивале в Москву, Питер и Екатеринбург. И в Уфе делились опытом, который получали из первых рук. Это всё было при Ельцине. Мы открывали мир современного танца. А сейчас мы опять...».

 

Сегодня современного танца в Башкирии стало заметно меньше, а перформансы на улицах и в парках стали редкостью. Путь современного танца в Башкирии проследили в документальном фильме «Перформанс» от музея ZAMAN.

Марат Ахметшин, генеральный продюсер и автор идеи фильма «Перформанс», бизнесмен: «Желая зафиксировать для фондов музеев и истории, что происходило с современным танцем, я решил в архивном виде создать фильм. У нас недостаточно изучена тема современного танца. Если о нём говорить, то большинство ничего не сможет сказать. Возможно, люди этого не видели. Я решил показать и уверен, что кому-то это будет интересно».

 

Кристен Гайнет, режиссёр фильма «Перформанс»: «Для меня это одна из самых важных работ в моём творчестве. Наверное, потому что я пришла к той форме повествования, к которой очень долго шла. Эта картина, в которой использованы простые инструменты, но которая показывает глубокую искренность».

 

По сюжету Михаил Сапченко и Андрей Яновский ставят перформанс «Крохи». Он состоялся летом 2021 года. Через процесс подготовки к выступлению зритель может проследить за развитием современного танца в Уфе.

Фото: кадр из д/ф «Перформанс»

Андрей Яновский, хореограф, герой фильма «Перформанс»: «Фильм весёлый получился. Я когда впервые услышал, то сказал, что не взялся бы за такой пласт материала. А Кристен Гайнет решила через призму нашего с Михаилом общения рассказать историю. Очень трогательное, лёгкое и весёлое кино. Мы с Мишей уже давно ничего не делали. И это был хороший повод встретиться, всё обсудить и заняться чем-то совместным. Это был очень хороший момент».

 

Показу предшествовал сенсетивный перформанс музея ZAMAN и компании RADI SVETA. В холле кинотеатра артисты рассуждали над собственным «Я» и о том, как не бояться переступать через его границы на глазах у всех.

Ярослав Францев, режиссёр перформанс «Пока я не Я», основатель компании «RADI SVETA»: «Мы исследовали возможность посмотреть на себя с другой стороны и позволить себе вещи, которых человек в обычной жизни боится и не позволяет себе их делать».

 

Анна Румянцева, хореограф перформанса «Пока я не Я»: «Нам важно раскрывать в людях способность говорить о себе. Раскрывать чувство, когда можно не стесняясь принять то что я есть. Принять то, как я вижу этот мир».

 

Альбина Дьяконова, актриса, режиссёр: «Мы на сцене раскрываем других людей. А тут мы раскрываем себя. Это сложно. Но в конце, когда выходишь, понимаешь, что всё то, что мы о себе думаем - это всё надуманное. Почему-то мы испытываем чувство вины за то, какие мы есть. Это всё не важно. Важно надеть самый свой дурацкий наряд и сломать волны системы. Самое главное в мире это ты. И за это не стыдно».

 

Закончилось выступление символическим освобождением от оков общественного мнения - общим купанием в фонтане.