Петь гимны, поднимать флаг РФ и избавить учителей от волокиты: новшества в школах Башкирии
Депутаты Курултая Башкирии поддерживают освобождение школьных учителей от обязанностей, которые не имеют отношения к основной работе. По их словам, нагрузка часто основывается на личных просьбах, причем без доплат. 13 апреля в Госдуму России внесли соответствующий законопроект. Члены Госсобрания подготовят свои рекомендации и направят их в Москву. Избавить педагогов от лишней работы призвал министр образования региона на парламентских слушаниях в Госсобрании.
Айбулат Хажин, министр образования Башкирии: «К сожалению, есть большое количество запросов, которые вообще не соответствуют деятельности школы. Ну, к примеру: «Сколько автомобилей стоит вокруг школы?», «Паркуются они на площадках или на незаконных местах?», также наличие вокруг школы бродячих собак. Порой до абсурда доходит, директорам школ нужно отчитываться, по какой стоимости приобретается гречка. Абсолютно не соответствующая деятельность».
Рустам Ишмухаметов, зампредседателя Госсобрания-Курултая Башкирии: «Дело в том, что более 67% учителей, согласно социологическим опросам, говорят о том, что они нагружены ненужной бюрократической бумажной волокитой: отчётностью, которая вообще не предусмотрена в их деятельности. От этого, конечно, страдает образовательный процесс и качество образования. Ну и, наверное, всё-таки очень важно сегодня не упустить молодое поколение, которое сегодня погружено в интернет, особенно в сегодняшней политической ситуации. Учителя должны заниматься своим делом - учить детей, воспитывать их».
По данным международного исследования учительского корпуса TALIS, из-за бумажной волокиты российские педагоги работают на 11 часов в неделю больше, чем их коллеги из других развитых стран. На основную деятельность, связанную именно с преподаванием, остается лишь 13% рабочего времени. Экс-ректор БГПУ Раиль Асадуллин считает, что качество образования ухудшается также из-за принудительной общественной работы, которой загружают учителей.
Раиль Асадуллин, председатель комитета Курултая по образованию, культуре, молодежной политике и спорту: «Всё чаще учителей по поводу и без атакуют родители, журналисты и блогеры, а представители, которые призваны отстаивать интересы школ, предпочитают занимать нейтральную позицию. У этой проблемы есть другая сторона, связанная с профессиональной этикой. Нас не может не волновать тенденция недоверия к образованию в целом и к отдельным педагогам в частности на уровне государственного управления и общественного сознания. И этот уровень недоверия к учителю подняли на слишком высокую планку, который нередко проявляется форме родительского и ученического экстремизма».
Что касается загруженности, то снятые обязанности с учителей хотят делегировать представительным органам власти. В их число входит и Министерство образования.
Айбулат Хажин, министр образования Башкирии: «Здесь мы хотели бы, чтобы нам оказали помощь наши депутаты, потому что они представляют каждый абсолютно муниципалитет. Здесь нужна будет помощь в части именно работы с органами исполнительной власти, причем не только республиканскими, но и федеральными. Мы составили чёткий список отчетной документации, которую возможно направлять школы, она достаточно имеет ограниченный спектр, и всё сделано так, чтобы за рамки вот этого спектра, собственно говоря, запросы не выходили».
Избавление от бумажной работы учителей - не единственное новшество, которое может коснуться образовательных учреждений. Ранее глава Башкирии Радий Хабиров поручил исполнять в школах гимн России и поднимать флаги. Айбулат Хажин поддержал это решение и вспомнил свои школьные времена.
Айбулат Хажин, министр образования Башкирии: «Поручение главы было сейчас проработать методические рекомендации. До конца недели мы эти рекомендации подготовим, и мы уже готовы после майских праздников приступать к такому формату. Это, в общем-то, хорошая история - начинать учебную неделю с поднятия государственного флага, с ознакомления наших детей с государственной российской символикой и исполнение нашего гимна. По крайней мере вот мы, выпускники советских школ, у нас гимн государства нашего был на подсознании, и его оттуда просто не выковыряешь никакими там иными механизмами, поэтому важно, чтобы дети знали всю атрибутику нашего государства».
Также ранее министр просвещения России Сергей Кравцов заявлял, что школьники начнут изучать историю с 1 класса, дабы [цитата] «сохранялась историческая память». Позже он опроверг это, сказав, что он имел в виду не уроки истории, а историческое просвещение в рамках предмета «Окружающий мир». Это посещение музеев и выставок во внеурочное время. Министр образования Башкирии поддержал нововведение.
Айбулат Хажин, министр образования Башкирии: «Вообще история - это такая наука, в которую, наверное, надо погружаться уже с пелёнок, знать историю своего государства, своей страны и своего народа — это, наверное, гражданская обязанность каждого человека. Верна позиция федерального министерства о том, что к истории надо приобщать раньше наших детей. Первый ли это будет класс или второй класс, но в начальном звене однозначно я считаю это будет абсолютно правильная история. Если наши ребятишки уже «с младых ногтей» будут погружаться в исторические события и исторические вехи нашего государства».