Революция, имперскость и герой нашего времени. О чем писатель Алексей Иванов говорил в Уфе?

17 марта 2023
О чем спрашивали сами горожане?

В Уфу приехал один из самых экранизируемых писателей России Алексей Иванов. Он – автор нашумевших бестселлеров: «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы». В столице республики он представил свой новый труд «Бронепароходы» и серию путеводителей.

 

Алексей Иванов, писатель: «Лично для меня Башкирия – это вот такая солнечная и прекрасная страна моего детства. Дело в том, что мои родители занимались туризмом, они были водниками, сплавлялись. Поэтому они с самого детства таскали меня в походы. Для меня с класса четвёртого или с пятого летний поход на какую-нибудь реку в Башкирии было главное событие года, главная радость в жизни. Я в детстве ещё проплыл, наверное, по всем башкирским рекам – и по Ай, и по Уфе, и по Белой, и по Юрюзани, и по Зилиму».

 

Алексей Иванов признался, что не считает себя историком и краеведом. Его привлекает и фольклор, и мифология. Но фантаст он только в романах.

 

Алексей Иванов, писатель: «[Когда] я пишу романы, то там к фактуре я могу относиться по-разному – могу что-то додумывать, могу гипотезу представлять в виде факта, а могу просто подавать материал так, что он кажется вымыслом, хотя на деле вымыслом не является».

 

Далее слово предоставили залу. В одном из первых вопросов у писателя поинтересовались, читает ли он критику и как к ней относиться.

 

Алексей Иванов, писатель: «Вот современные критики, пытаясь завоевать аудиторию, а это в первую очередь интернет-аудитория, они все из критиков превратились в блоггеров, то есть, они рассказывают о своих впечатлениях. А их впечатления меня не интересуют. Мне хочется профессионального разговора».

 

В следующем вопросе Алексей Иванов прокомментировал свой новый роман «Бронепароходы». Он посвящен российскому речному флоту времен Гражданской войны. Писатель признался, что хотел написать про речников очень давно.

 

Алексей Иванов, писатель: «Я сам сын инженеров-речников. На реке всё моё детство прошло. Речные теплоходы – это одно из главных воспоминаний моего детства. Ну а Гражданская война – это самая яркая страница в истории речного флота. Когда я взялся за роман о речном флоте, я, разумеется, обратился к теме Гражданской войны».

 

Одному из самых экранизируемых авторов современности не могли задать вопрос про его взаимодействие с кинематографом. Алексей Иванов пояснил, что писатель в этой индустрии может быть либо автором романа-первоисточника, либо быть автором сценария. Наш герой был в обеих ипостасях.

 

Алексей Иванов, писатель: «В качестве автора сценария я участвовал в фильмах «Царь» Павла Лунгина и в фильме «Тобол». Мои сценарии были кардинальным образом переделаны. И то, как они были переделаны, мне не понравилось. Если в случае «Царя» я еще стерпел, то в случае «Тобола» эти переделки были до такой степени сильные, глубокие и бездарные, что я просто не смог стерпеть и сказал, чтобы убрали мою фамилию из титров фильма. А есть и экранизации в чистом виде. Это – «Географ глобус пропил», это «Общага», это «Пищеблок», это «Сердце Пармы». Вот в этом случае я был автором первоисточника и я никак не участвовал в создании фильма».

 

Писателей Иванов делит на две категории. ВПЗР - великий писатель земли русской. Пишут такие про страдание русского народа, его величие или злодеяния власти. Таким был Солженицын, приводит пример наш собеседник. Себя он относит ко второму типу – буржуазный писатель. Он реагирует на сильные раздражители, одним из которых стала конспирология.

 

Алексей Иванов, писатель: «Конспирология занимает место идеологии. Она объяснять всё заговором – это, конечно, здорово, забавно, весело, порой даже остроумно, а иногда и умно. Но, тем не менее, это объяснение антигуманное. Вот такие объяснения лишают человека свободы воли, потому что при конспирологическом объяснении мира человек оказывается игрушкой каких-то тайных злых сил, он ничего не может предпринять, им манипулируют, он выполняет чьи-то указания. Когда мы объясняем мир конспирологически, мы тем самым лишаем себя человечности».

 

У Иванова спросили, заранее ли он планирует финал или дописывает его по ходу дела. Он объяснил, что нельзя строить 40-этажное здание, не имея планов и чертежей. Писатель признался, что сочувствует своим героям, которых ожидает гибель, но не будет плакать весь роман над их судьбой. И прокомментировал возможную судьбу России, если не было бы революции.

 

Алексей Иванов, писатель: «Ну если бы не большевики, то у нас бы очень бодро и динамично развивалась страна. Если в 1913 году Россия занимала пятое место в мире, постепенно переходя на четвёртое место, то сейчас либо на втором, либо на первом была. То есть, сейчас бы Россия занимала место Китая по индустриальному развитию, только, в отличии от Китая, мы бы, конечно, были не тоталитарной страной, а демократической. Большевики чудовищным образом сломали развитие страны».

 

Далее Алексей Иванов признался, что времени читать художественную литературу у него нет. Знакомится он только с нашумевшими произведениями, либо с теми романами, которые его привлекают. После этого темой разговора стала Башкирия, которую Иванов объехал, собирая материалы для романа «Вилы» про Пугачевский бунт.

 

Алексей Иванов, писатель: «Когда я писал о Башкирии, меня изумило, насколько глубоко башкирские учёные изучают историю своего края, какие есть фундаментальные обобщающие работы по истории Башкортостана. Я всеми этими работами зачитался. У меня дома уже получилось вот такая длинная полка в библиотеке из толстых книг по истории и географии Башкортостана».

 

В завершении вечера речь зашла про героя нашего времени. Кто он? И что вообще значит это понятие?

 

Алексей Иванов, писатель: «Герой нашего времени – это особый литературный тип. Это такой человек, внутренняя драма которого совпадает с основной драмой эпохи. Вот обратимся, скажем, к первоисточнику – к роману Лермонтова "Герой нашего времени". Печорин - это умный, образованный, тонко чувствующий. Человек, способный на поступок, решительный. И в то же время Печорин никому не приносит пользы, всем от него только вред, он никого не любит, его никто не любит, он никому не нужен. То есть, Печорин равно аристократия. Вот поэтому Печорин стал героем нашего времени. В мире какая основная драма? А это драма взаимоотношения человека и машины, человека и интернета. То есть мы входим в эпоху, в которой мы ещё не знаем, как правильно жить».

 

До начала встречи Алексей Иванов дал интерью моему коллеге Сергею Бархатову. Среди прочих вопросов, писатель пояснил свое отношение к империи и имперскому созданию.

 

Алексей Иванов, писатель: «Я так скажу. Империя, имперское сознание – это абсолютно архаичные практики, и сама организация жизни, потому что в мире уже нет империи, это уже всё далеко в прошлом. Империя – непродуктивна, не плодотворна. Она является препятствием на пути развития. Но действительно имперское сознание очень у многих. И это очень печально, потому что лучше бы было жить, конечно, в XXI веке, чем в XIX».

 

До начала творческой встречи мы спросили у гостей, являются ли писатели лидерами общественного мнения и людьми, которые задают тон жизни общества. Встреча с писателем состоялась благодаря газете «Коммерсантъ – Уфа» и многофункциональному центру «Артерия».