Почему уфимцы массово скупают гречку и туалетную бумагу? Отвечают психолог и социолог
С полок уфимских супермаркетов исчезают товары первой необходимости. Люди сметают со стеллажей крупы, товары личной гигиены и консервы, едва их успевают выложить. Поддавшиеся панике уфимцы ожидают скорого дефицита товаров и с упорством готовятся к длительной изоляции. Однако даже несмотря, на повышенный спрос, продовольствия в Башкирии еще много. Мы убедились в этом сами.
Станислав Медалинский, директор по продажам «Макрорегион Южный Урал»: «По некоторым регионам ощутимо вырос спрос на продукты первой необходимости — гречка, рис, сахар. Но не по всей Башкирии. Заметно только по Уфе. В связи с этим мы повысили поставки в некоторые магазины в четыре раза. Дефицита какого-то нет. И вот вы видите по складу: его не прогнозируется. Поставщики не подводят и привозят товар вовремя».
Ежедневно в распределительный центр поступают тонны товаров с запасом на несколько дней. Это значит, что в продовольственный резерв в ближайшее время не иссякнет.
Юрий Морозов, директор распределительного центра: «Здесь товарного запаса на пять дней. Поставки приходят ежедневно. То есть, запас никогда не обнуляется. Если мы видим определённый выход товара, то пополнение будет на то же самое количество».
И даже царицы круп — гречки, здесь хватает с лихвой. По словам руководителя одного из складов, до недавних пор поставщики не знали куда девать огромные запасы крупы.
Егор Полтарыхин, корреспондент: «Как мы можем видеть, гречка, которую люди в последнее время просто сметают с полок магазинов, является не таким уж и дефицитным товаром. Уже сейчас на складах к отправке в магазины готовы сотни килограммов крупы».
Пока не возникнет у уфимцев проблем и с консервами и прочей мясной продукцией, которая с недавних пор тоже стала одним из ходовых товаров. Сейчас, по словам директора Уфимского мясо-консервного комбината, спрос на продукцию предприятия незначительно вырос. Но даже сейчас комбинат продолжает работать в штатном режиме и ежедневно отгружает сорок тонн готовой продукции, которая тут же отправляется на прилавки магазинов.
Александр Соломенников, директор Уфимского мясо-консервного комбината: «Сейчас здесь находиться порядка 100 тон готовой выпускаемой продукции двухсот наименований ассортиментных позиций. В сутки мы производим ориентировочно 40-45 тон в зависимости от дня недели и реализуемой продукции. Сегодня предприятие работает в абсолютно штатном режиме. Мы имеем двухмесячный запас производственного сырья».
Пандемия коронавируса уже повлияла на привычки уфимцев. Правда далеко не всех.
«Нет, не сделала. И не собираюсь. Потому что коронавирус — это как обычный грипп».
«Мы не боимся коронавируса. Ничего не собираюсь покупать. Не стоит его бояться».
«Без истерии. Но могут быть такие моменты, когда в магазине не окажется тех товаров, которые мне нужны».
«У меня есть запас. Всегда. И не только на время карантина. Просто я врач».
По мнению психологов, сейчас над некоторыми людьми взял вверх древний инстинкт, который был присущ ещё нашим предкам. Слепо следуя привычке из прошлого, люди продолжают делать запасы перед лицом опасности.
Ольга Хафизова, клинический психолог: «Человек не так давно стал жить в той ситуации, когда еды стало не просто в достатке. Её стало очень много. Она стала доступной. Мы всегда жили в нехватке ресурсов. И когда-то древний человек жил в таких условиях: может быть он поймает мамонта, а может быть и нет. Может быть он поест, а может и нет. У нас есть природные механизмы, которые позволяют нам в случае угрозы нехватки еды как-то выживать. И сейчас эти механизмы просто включились. Не нужно закупать тушёнкой и покупать огромное количество гречки, если вы её никогда не ели. У детей сейчас каникулы и это не плохой повод узнать друг друга лучше».
С точки зрения социологии такое поведение людей объясняется историческими историческими событиями, которые не раз потрясали нашу страну в прошлом. При этом панике поддаётся лишь взрослая часть населения, тогда как молодёжь не обращает вникания на возможную угрозу.
Эдуард Гареев, профессор, заведующий кафедрой социальных и политических коммуникаций УГНТУ: «Этой болезни подвержены, в первую очередь, люди старшего поколения. Молодёжь приходит в магазины и, в лучшем случае купит какую-нибудь вкусняшку. Но такие серьёзные вещи, как крупы и макароны — они не покупают. Этим заражены люди старшего поколения, которые имеют свой исторический опыт. На мой взгляд, в этом нет ничего страшного. Психоз очередной пройдёт. Переживём это и ситуация выправится. Ну купили они продуктов на неделю, на две или на месяц. Они в течение месяца этот товар не будут покупать. Он же восполнится! Потому что есть резервы и число покупателей уменьшится. Зачем этот товар копить?»
По большей части, к неоправданным покупкам людей толкает непроверенная информация из мессенджеров и социальных сетей. Например, на этом видео две девушки ради съёмки забавного ролика решили переложить всю гречку и туалетную бумагу в тележку для покупок. Однако не все смогут его понять. Поэтому всегда нужно проверять информацию и не поддаваться панике.