Почему в Уфе есть троллейбусный завод, но мало нового электротранспорта?

07 апреля 2023
Уфимский троллейбусный завод существует уже 9 лет.

Пока по столице Башкирии ездит видавшие виды электротранспорт, на Уфимском троллейбусном заводе изготавливают изделие нового поколения. Мы отправились туда, чтобы увидеть, как собираются современные машины, которые разъедутся в разные города России и узнать, почему для жителей нашей столицы эти троллейбусы пока что роскошь, а не средство передвижения.

 

Уфимский троллейбусный завод был основан в 2015 году на “осколках” Башкирского троллейбусного завода, рассказывает директор предприятия Денис Рассадников. Технологии, которые использовали там, уже устарели, но самое важное удалось сохранить – людей.

 

Денис Рассадников, генеральный директор УТТЗ: «Этот коллектив стал основой нашего предприятия. Я могу так сказать, что в России квалифицированных специалистов там меньше десятка, вот кто реально знает, что такое троллейбус и отличает его от других транспортных средств. Ну, два человека работают у нас на предприятии».

 

 

По сути от старого завода остались лишь стены и кадры – на новом производстве установили современное оборудование, заменили коммуникации и даже залили новый пол. Стоит отметить, что здесь не делают троллейбус от винтика до сидений, но именно здесь из ткани, железа и проводов и рождается машина.

Все начинается с коробки. Так условно можно назвать троллейбус, который приходит в Уфу из Беларуси. Там по заказу нашего завода собирают сам корпус, ставят на колеса, окрашивают, устанавливают сиденья.


Денис Рассадников, генеральный директор УТТЗ: «Эта машина как бы готова для того, чтобы дальше становиться троллейбусом. Установка двигателя электрического, тягового привода, компрессора, различных систем электрических, информационных систем, система подсчета пассажиров там, всё, что там может быть, это уже ставится у нас на предприятии».

 

 

Троллейбусы, которые производят на уфимском заводе, сильно отличаются от старых моделей. Предприятие постоянно модернизирует технологии и развивает новые направления.

 

 

Денис Рассадников, генеральный директор УТТЗ: «Вот эта машина, в которой вы находитесь, это современный подвижной состав. Вот в этой машине есть всё, что есть в любом мировом транспорте, у любого мирового производителя транспортных средств. Есть, значит, валидаторы, различные медиасистемы, интегрированные в интернет, это всё интегрировано с МЧС. Водитель управляет штангами нажатием клавиши».

 

 

Троллейбус, который отправится в Пензу, может ездить автономно до 20 км, а рекордная дистанция для УТТЗ - 70 км, без подключения к электропитанию. Но дистанция сейчас не главная цель для производства.

 

Павел Григорьев, заместитель начальника производства: «Мы больше даже гонимся не за дальностью как таковой, потому что в большинстве городов это не нужно, именно в плане троллейбуса. Потому что у нас там в Уфе, по-моему, самый длинный маршрут составляет автобусный - 29 километров. Вот, это самый длинный круг, который есть. Ну вот, в принципе, даже больше 20-ти троллейбусу не нужно, ну на наш взгляд, в плане именно троллейбуса. Поэтому мы больше стараемся уменьшить вес и размер этих батарей, потому что мы привязаны по правилам, максимальная масса транспортных средств 18 тонн, то есть чем меньше, тем легче само транспортное средство, тем больше пассажиров можем вместить».

 

 

Сейчас завод готовится выпустить троллейбус, вместимость которого - 150 пассажиров. Старые модели могут вместить около 90, а вот электробусы, которые ездят по Москве, вмещают только около 60 пассажиров. Этот показатель становится все более востребованными, так как электротранспорт набирает популярность.

 

 

Денис Рассадников, генеральный директор УТТЗ: «Внимания к электротранспорту не было такого, как вот в последние годы и это прямо чувствуется. Люди начали обращать внимание. Наверное, мы должны сказать спасибо и Москве в том числе, хотя Москва закрыла троллейбусное движение. Запустив в большом количестве электробусы, она подстегнула людей к разговору о том, что лучше, там одно лучше, другое лучше, споров очень много, мнений аргументированных тоже достаточное количество. Когда возникает дискуссия, тогда возникает какой-то шанс на то, что что-то начнёт меняться и вот, может быть, там космос отреагировал на то, что что-то начало происходить и пошёл спрос в том числе на троллейбусы».

 

 

Сколько троллейбусов произведет уфимский завод зависит от того, сколько будет заказано машин. В основном заявки поступают от российских регионов. По разным программам туда приходят федеральные деньги на модернизацию парка и в результате конкурентной борьбы тендер зачастую выигрывает уфимское предприятие.

 

Денис Рассадников, генеральный директор УТТЗ: «У нас 90 единиц купила только Пенза и 120 единиц купил Новосибирск. Плюс, мы надеемся, что будет ещё дополнительно Уфа».

 

Уфа обновляла парк в 2015 году, в 2021 году Башкирия заказала у завода 10 штук: один отправили в Стерлитамак, а девять до сих пор возят уфимцев. Денис Рассадников говорит, что завод готов работать и с более крупными заказами, но Уфа пока таких не делает.

 

 

Денис Рассадников, генеральный директор УТТЗ: «Купить сейчас в Уфу 150 троллейбусов, ну, тут купили и купили, нашли деньги - купили. Но проблемы же не в троллейбусах. Ещё есть как бы подстанции, верхнее строение, пути для трамваев, рельсы, шпалы, всё это дело нужно, ухаживать. Есть депо. Самое главное - нужен персонал, который должен с этим всем работать. С учётом того, что опять же много времени не уделялось для развития транспорта в России, кадры квалифицированные были частично потеряны и их надо восстанавливать, их нужно учить».

 

Когда обновится уфимский парк, неизвестно, но, по словам Дениса Рассадникова, завод прилагает усилия для развития электротранспорта в Уфе и других регионах. Для каждого города троллейбус создается по индивидуальном плану.

 

 

Денис Рассадников, генеральный директор УТТЗ: «То есть мы не можем выкинуть отсюда все сидения и выпустить машину. Нет у нас такой компоновки, ну никто её не заказывает, поэтому её не делали. Но если нам кто-то скажет: "Слушайте ребят, нам надо, там, 10, не знаю, передвижных, там, пончиковых каких-нибудь, да, там торговать чем-то", пожалуйста, мы сделаем, если вам это надо. Это можно сделать, но только это уже некий эксклюзив, который нужно там немножко доделать, ну, целесообразность».




 

Сейчас завод обеспечен заказами, но это не предел, говорят на предприятии. В планах производство не только троллейбусов, но и расширение линейки.