Почему водители автобусов не принимают банковские карты? Разбираемся в ситуации
Этот разговор водителя частного автобуса и пассажирки попал в сеть год назад, но жители Уфы до сих пор сталкиваются с трудностями при оплате проезда. Некоторые водители требуют рассчитываться исключительно наличными или переводить деньги за билет по номеру телефона. Об этой проблеме в начале марта говорил на оперативном совещании глава Башкирии Радий Хабиров
Радий Хабиров, глава Башкирии: «В последнее время поступает значительное количество жалоб о том, что водители частных перевозчиков отказываются принимать в оплату банковские карты и транспортные карты “Алга”, не выдавая при этом чек об оплате проезда. При этом, жители часто рассказывают о недопустимом поведении водителей, требующих наличный расчёт. Доходит до оскорблений и высадки пассажиров из автобуса. Одной из причин непринятия карт “Алга” называют отсутствие терминала или его нерабочее состояние. Однако, как мне докладывают, все уфимские перевозчики обеспечены терминалами».
Некоторые уфимцы намеренно оплачивают проезд наличными в маршрутных такси, чтобы избежать недопонимания. В связи с этим налоговая инспекция начала проверять добросовестность водителей.
Виль Гареев, главный инспектор межрайонной инспекции №2 по Башкирии: «Мы начали регулярно проводить рейдовые проверки перевозчиков по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Целью является побуждение перевозчиков к повсеместному применению контрольной техники при перевозке пассажиров».
Сотрудники межрайонной налоговой инспекции провели эксперимент: они притворились обычными пассажирами, чтобы выяснить, соблюдают ли перевозчики закон. Невольными участниками эксперимента оказались водители маршруток №244. В обоих случаях они приняли оплату наличными, но не внесли сведения в кассовый аппарат. Как итог — они уклонились от налогов, а пассажиры не получили чек.
Ильдар, водитель: «То ли дело мне отвлекаться на кассовый аппарат, то ли дело на дорогу смотреть. Неудобно».
Эдуард, водитель: «Мне за дорогой следить или чек выдавать?»
Однако такая проблема возникает не у всех водителей: некоторые не видят ничего сложного в том, чтобы пробивать чек и управлять транспортом одновременно. Единственное, что беспокоило других перевозчиков — это случаи, когда у пассажиров заканчиваются деньги на банковских картах.
Айрат, водитель: «Пробиваем и по картам, и наличку. Не торопимся. Чеки обязательно выдаём».
Организаторы проверки отмечают — когда водители принимают оплату по номеру телефона через онлайн-банк, они также нарушают закон и обходят налоги. Но некоторые водители не видят другого выхода.
Анатолий, водитель: «У кого карты нет, переводят через "онлайн". Выхода нет. Выпустить пассажира бесплатно? Это тоже по карману бьёт».
Некоторые частные перевозчики с неохотой принимают к оплате транспортную карту «Алга», поскольку деньги могут очень долго доходить до водителя через регистр социальных карт. Плюс не стоит забывать о комиссии за использование терминалов.
Фанис Батыров, директор транспортной компании ИП Батыров Ф.Ф.: «В связи с реализацией тахографов, сигналов — все те федеральные требования, которые есть, их исполнение очень затратно. На сегодняшний день обновления подвижного состава не идёт. Уже полтора года мы в каком направлении двигаться не понимаем, на фоне изменений транспортной реформы».
Пассажиров городского транспорта мало интересует налоговая сторона вопроса. Их волнует другой аспект проблемы. Большинство людей предпочитают оплату картой оплате наличными, и некоторых перевозчиков это не устраивает. Пока в салонах одних автобусов появляются терминалы для самостоятельной оплаты проезда, другие водители ставят ультиматум: только наличный расчёт или оплата через онлайн-банки. К таким просьбам уфимцы относятся по-разному.
В случаях, когда водитель отказывается принимать банковскую или транспортную карты, требует только наличный расчёт или перевод по номеру телефона, уфимцы могут обратиться на горячую линию «Уфагортранса» и сообщить номер маршрута, марку и госзнак автобуса, а также время, когда произошло нарушение.