Под Уфой пробили тоннель Восточного выезда. На это понадобилось 29 лет. Рассказываем, как он устроен
33 миллиарда, снос участков в садовых товариществах и 29 лет ожиданий - всё это про Восточный выезд из Уфы. В конце марта 2021 года завершилась проходка тоннеля - две группы рабочих, которые копали с разных концов, наконец-то встретились и фактически соединили две части города.
Затяжной перерыв в строительстве Восточного выезда завершился в январе 2020. Больше года под землёй в несколько смен шла работа. Первым пересек тоннель глава Башкирии Радий Хабиров.
Радий Хабиров, Глава Республики Башкортостан: «Сейчас это и экономически очень выверенный проект, и партнёры у нас тут хорошие. Для нас этот проект очень важен и мы его ждём очень. Я уже говорил, что если не будет сбоев финансирования, то мы надеемся на федеральную поддержку. Поэтому я думаю, что к 2024 году мы здесь запустим первые автомобили».
Мы тоже не испугались прогулки под сводами ещё недостроенного Восточного выезда. Но прежде чем отправиться на экскурсию, каждому из нас выдали по каске и спасательный набор с кислородом. Сказали, что тоннель хоть и надёжный, но может обвалиться. Запасом кислорода никто пренебрегать не стал.
Свой путь под землёй мы начали со стороны улицы Менделеева. Первые несколько десятков метров тоннель выглядит законченным. Но позже появляется странная конструкция из железа и бетона. Как выяснилось позже - это еще неготовая центральная опора, которая будет сдерживать потолок.
Алексей Хавилов, заместитель главного инженера ООО «Лимакмаращ автодороги»: «Сейчас ведутся работы по сооружению центральной опоры, на которую будет опираться горный массив. Далее временные конструкции будут демонтированы, и мы приступим к сооружению постоянных. Предполагается два тоннеля - в каждом направлении отдельного движения. По одному в город и по другому из города».
Постепенно тоннель под небольшим углом уходит вниз. И через пятнадцать минут пути мы оказались в месте, где от основного тоннеля отходит несколько веток поменьше. Как нам объяснили строители - это вентиляционные шахты. И в то же время это самое глубокое место тоннеля - в тот момент у нас над головами нависало более 60 метров породы.
Алексей Хавилов, заместитель главного инженера ООО «Лимакмаращ автодороги»: «Восточный выезд является уникальным объектом капитального строительства по двум признакам. Первый - это глубина залегания тоннеля, которая составляет более 60 метров. И мы с вами находимся в самом глубоком месте. И второй признак - это ширина судоходного пролёта - 126 метров. Мы сейчас стоим в северном тоннеле, где ведётся проходка сразу в двух направлениях».
Потом мы вошли в ту часть комплекса, где основные работы еще не начались. И только тут нам удалось оценить истинную ширину тоннеля. Оказалось, что тот, по которому мы шли - это лишь малая его часть.
Егор Полтарыхин, корреспондент: «Всё это не три разных тоннеля. Очень скоро их объединят в один - когда будет достроена центральная опора. А вот эти огромные глыбы полностью снесут».
Кстати, по одному из трёх временных тоннелей уже ездит транспорт. Правда, пока это самосвалы, бетоновозы и другая строительная техника. По этой ветке мы и двинулись дальше, чтобы выйти в просторный зал, где строители столкнулись с серьёзной проблемой - слишком мягкий и водянистый грунт. Но и эта проблема решаема.
Вадим Мухамедьяров, начальник участка: «Сейчас происходит бурение скважин для последующей цементации грунта. Грунты тут довольно неустойчивые. Потом в скважины будет закачивать цементный раствор под давлением и с помощью насосов. Бурим здесь скважины глубиной 4, 6 и 8 метров».
Через небольшую дверцу мы перешли в другой тоннель, и тут впереди забрезжил дневной свет. Наше подземное путешествие почти закончилось, и именно тут нам показали, как три небольших тоннеля сливаются в один большой.
Под землёй мы проделали путь длиною более километра. Сейчас более 1000 человек на объекте выполняют гидроизоляционные работы, ведут подготовку фундаментов, сооружение опор эстакады и мостового перехода через Уфимку. Завершить все работы планируется в 2023 году. А вот проехаться по Восточному выезду первая машина сможет не ранее 2024.