"Потеряли высоту". Прошлое и будущее легендарного Уфимского аэроклуба
Путь легендарного летчика, дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева начинался здесь, на взлетной полосе Уфимского аэроклуба. За свою историю воздушная гавань подготовила сотни пилотов и десантников. Чем сегодня живет один из первых аэродромов Башкирии?
История советской авиации началась в 1918 году — 1 мая на Красной площади прошел первый авиационный и военный парад. Спустя 15 лет в нескольких километрах от Уфы был открыт аэроклуб.
Николай Муравьев, ветеран Уфимского аэроклуба: "Первый набор произошел в мае 1934 года. Сначала были планеры, потом, со временем, появились самолеты. Те, кто обучались планерному и самолетному делу, в начале Великой Отечественной войны ушли на фронт. Из нашего аэродрома вышли 14 Героев Советского Союза. Один их них — дважды герой Советского Союза Муса Гайсинович Гареев".
Муса Гареев - отдельная страница в истории авиации Башкирии. Летчик, совершивший более двухсот пятидесяти боевых вылетов, впервые сел за штурвал самолета в Уфимском аэроклубе. В послевоенное время Гареев работал в Москве. После столицы России он возглавлял республиканский ДОСААФ более десяти лет. После него Уфимский аэроклуб принял Шарип Минигулов. Его внук, Сергей, провел свое детство среди пилотов и парашютистов.
Сергей Минигулов, председатель ДОСААФ Башкирии с 2015 по 2017 гг.: "Какие-то были наши детские здесь игры, с кем-то отношения выясняли по-детски, какие-то детали находили, в самолеты и вертолеты залезали. Нажимали на пневматические тормоза вертолетов — они там шипели, всем это нравилось. Хотелось бы оставить эту часть историческую — она именно историческая. 1933 год же! Я вам скажу, у нас в стране не так много ангарных комплексов, которые построены в 1933 году. Для Уфы это историческая авиационная часть".
Ангар — сердце аэродрома. Он построен в 1933 году по типовому образцу того времени. Такие деревянные строения были в каждом аэроклубе, разным было только их наполнение. А что нас ждет за этими дверями?
Николай Муравьев, ветеран Уфимского аэроклуба: "На том дельталёте в 2016 году мы стали чемпионами России в команде сборной Башкирии. Сзади вас находится дельталёт импортного производства. На нем чета Семеновых два раза выиграла Чемпионат мира и Чемпионат Европы по сверхлегкой авиации. Этот самолет, наш горячо любимый, Ан-2. Горячо любимый среди парашютистов. Многие с них начинали совершать свои первые прыжки. Может пролететь до тысячи километров при полной заправке и хороших погодных условиях".
Все эти экземпляры законсервированы — ремонт требуется практически каждому летательному аппарату. Сумма немаленькая — несколько десятков миллионов рублей. Таких денег на восстановление авиапарка нет. Однако самолеты не самая главная проблема. Бывший вице-мэр Уфы Владислав Никитин принял ряд решений, которые позволили перевести земли аэродрома Забельский из федеральной в муниципальную собственность. Бюджету был нанесен ущерб в размере девятисот миллионов рублей. В этом году суд признал земли аэродрома федеральной собственностью.
Динар Шайбаков, руководитель Центрального аэроклуба им. М.Г.Гареева ДОСААФ России: "С этого года мы начинаем развиваться. Дальше строительства никакого не планируется. Уже в этом году мы оформим землю в федеральную собственность и планируем начать уставную деятельность".
У руководства аэроклуба масштабные планы.
Динар Шайбаков, руководитель Центрального аэроклуба им. М.Г.Гареева ДОСААФ России: "У нас будет не просто аэродром, у нас будет комплекс. Будет тир, планируем бассейн, воздушные шары, малая авиация, вертолеты. Планируем поставить большую аэротрубу".
Стоимость будущего аэрокомплекса оценивается в миллиард рублей. Он будет доступен всем жителям и гостям Уфы и станет домом для всех, кто влюблен в небо.