"Потеряли высоту". Прошлое и будущее легендарного Уфимского аэроклуба

10 октября 2018
Что ждет воздушную гавань?

Путь легендарного летчика, дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева начинался здесь, на взлетной полосе Уфимского аэроклуба. За свою историю воздушная гавань подготовила сотни пилотов и десантников. Чем сегодня живет один из первых аэродромов Башкирии?

 

 

История советской авиации началась в 1918 году — 1 мая на Красной площади прошел первый авиационный и военный парад. Спустя 15 лет в нескольких километрах от Уфы был открыт аэроклуб.

 

Николай Муравьев, ветеран Уфимского аэроклуба: "Первый набор произошел в мае 1934 года. Сначала были планеры, потом, со временем, появились самолеты. Те, кто обучались планерному и самолетному делу, в начале Великой Отечественной войны ушли на фронт. Из нашего аэродрома вышли 14 Героев Советского Союза. Один их них — дважды герой Советского Союза Муса Гайсинович Гареев".

 

 

Муса Гареев - отдельная страница в истории авиации Башкирии. Летчик, совершивший более двухсот пятидесяти боевых вылетов, впервые сел за штурвал самолета в Уфимском аэроклубе. В послевоенное время Гареев работал в Москве. После столицы России он возглавлял республиканский ДОСААФ более десяти лет. После него Уфимский аэроклуб принял Шарип Минигулов. Его внук, Сергей, провел свое детство среди пилотов и парашютистов.

 

Сергей Минигулов, председатель ДОСААФ Башкирии с 2015 по 2017 гг.: "Какие-то были наши детские здесь игры, с кем-то отношения выясняли по-детски, какие-то детали находили, в самолеты и вертолеты залезали. Нажимали на пневматические тормоза вертолетов — они там шипели, всем это нравилось. Хотелось бы оставить эту часть историческую — она именно историческая. 1933 год же! Я вам скажу, у нас в стране не так много ангарных комплексов, которые построены в 1933 году. Для Уфы это историческая авиационная часть".

 

 

Ангар — сердце аэродрома. Он построен в 1933 году по типовому образцу того времени. Такие деревянные строения были в каждом аэроклубе, разным было только их наполнение. А что нас ждет за этими дверями?

 

Николай Муравьев, ветеран Уфимского аэроклуба: "На том дельталёте в 2016 году мы стали чемпионами России в команде сборной Башкирии. Сзади вас находится дельталёт импортного производства. На нем чета Семеновых два раза выиграла Чемпионат мира и Чемпионат Европы по сверхлегкой авиации. Этот самолет, наш горячо любимый, Ан-2. Горячо любимый среди парашютистов. Многие с них начинали совершать свои первые прыжки. Может пролететь до тысячи километров при полной заправке и хороших погодных условиях".

 

 

Все эти экземпляры законсервированы — ремонт требуется практически каждому летательному аппарату. Сумма немаленькая — несколько десятков миллионов рублей. Таких денег на восстановление авиапарка нет. Однако самолеты не самая главная проблема. Бывший вице-мэр Уфы Владислав Никитин принял ряд решений, которые позволили перевести земли аэродрома Забельский из федеральной в муниципальную собственность. Бюджету был нанесен ущерб в размере девятисот миллионов рублей. В этом году суд признал земли аэродрома федеральной собственностью.

 

Динар Шайбаков, руководитель Центрального аэроклуба им. М.Г.Гареева ДОСААФ России: "С этого года мы начинаем развиваться. Дальше строительства никакого не планируется. Уже в этом году мы оформим землю в федеральную собственность и планируем начать уставную деятельность".

 

 

У руководства аэроклуба масштабные планы.

 

Динар Шайбаков, руководитель Центрального аэроклуба им. М.Г.Гареева ДОСААФ России: "У нас будет не просто аэродром, у нас будет комплекс. Будет тир, планируем бассейн, воздушные шары, малая авиация, вертолеты. Планируем поставить большую аэротрубу".

 

Стоимость будущего аэрокомплекса оценивается в миллиард рублей. Он будет доступен всем жителям и гостям Уфы и станет домом для всех, кто влюблен в небо.