Привезут продукты за 15 минут. Вся внутренняя кухня новой службы экспресс-доставки в Уфе
Пандемия и постоянные локдауны сделали доставку продуктов на дом такой же обыденностью, как просмотр YouTube или приготовление яичницы на завтрак. Однако заказ еды в один клик раньше не был такой простой задачей. Первая подобная компания появилась более тридцати лет назад в США. Это был семейный бизнес, который состоял из нескольких человек и одной машины. С годами появлялись и другие службы доставки, в том числе и в России, однако до коронавируса они не пользовались особой популярностью. Все изменил COVID. Еще в феврале прошлого года спрос на онлайн-магазины продуктов вырос в два раза. Его пик пришелся на период самоизоляции. Спустя год доставка остается такой же актуальной — в разных городах появляются новые сервисы. Например, в конце апреля в Уфе заработал «Самокат».
Еще весной на улицах Уфы были замечены парни и девушки на велосипедах в бело-розовых плащах и с рюкзаками того же цвета. В столице Башкирии появилась служба доставки «Самокат». Компания заявляет, что привезет ваш заказ за 15 минут. Мы решили узнать, что происходит по ту сторону телефона…
Чтобы сделать заказ, вам потребуется телефон с установленным приложением онлайн-магазина. Здесь ничего нового — складываешь товары в виртуальную корзину и оформляешь покупку. Когда вы откладываете гаджет в сторону и занимаетесь своими делами, в Центре формирования заказов закипает работа.
Лиля, директор Центра формирования заказов компании «Самокат»: «Вот поступил заказ. Нажимаем собрать. Пошли собирать».
На сборку заказа на десять позиций дается 2,5 минуты. То есть, 10-15 секунд на поиск одного товара.
Лиля, директор Центра формирования заказов компании «Самокат»: «Через скан-кольцо мы сканируем. Первая позиция, вторая. Все собрали. Положили товар в контейнер. Курьер видит номер заказа, берет его и по адресу делает доставку».
На первый взгляд — все очень просто. Но почему заказ доставляют так быстро? Все дело в расположении дарксторов — это такие склады, как этот. Они расположены в разных районах города и обслуживают отдельный участок.
Алина Газизуллина, супервайзер службы доставки «Самокат»: «Каждый дом объездили, посмотрели, разузнали. Обратили внимание на такие моменты, как лестницы или тупик. Мы тоже на картах это обозначаем для того, чтобы следующим курьерам при доставке в ту или иную зону было бы удобнее».
Время доставки зависит от расстояния между адресом заказчика и даркстором. В соседнее здание можно привезти продукты и за пару минут, а в домах на самой границе участка придется подождать 20-30 минут. Иногда на время влияют другие факторы.
Алина Газизуллина, супервайзер службы доставки «Самокат»: «В первую очередь у нас рост увеличивается в связи с погодными условиями. Мы уже провели некий анализ. Спрос идет в вечернее время суток, в обеденное, бывает ещё и по утрам, но [спрос] не такой значительный».
Работой курьеров управляет искусственный интеллект, который определяет, сколько людей должны выйти на работу в зависимости от спроса. Им выдают шлем, велосипед, рюкзак и верхнюю одежду. Смена может длиться от четырех до шестнадцати часов, но в компании следят, чтобы курьеры завершали работу раньше. Несмотря на растущий спрос.
Алина Газизуллина, супервайзер службы доставки «Самокат»: «Динамика роста заказов есть несомненно. Но в любом случае мы над этим очень хорошо работаем. Мы стараемся привезти товар качественно, стараемся не опаздывать. Соответственно, рост есть».
Курьер Юлиан начал работать в «Самокате» еще до официального открытия сервиса в Уфе. В рамках промоакции проезжал по улицам города в фирменной одежде. Теперь он доставляет заказы в отдаленные районы — Нагаево и другие села.
Юлиан, курьер: «Когда на адрес приезжаешь, звонишь в домофон, они рады, что так быстро привезли. Очень часто слышишь, что мы привозим сейчас быстрее всех. На дальних заказах люди очень рады. Когда в Нагаево приезжаешь, они говорят, что мы быстро так приехали».
Главное преимущество Юлиана — скорость. Все благодаря мотоциклу Yamaha, на котором курьер с легкостью побеждает пробки. Иногда заказывают лишь один товар — воду или снек. Но недавно был самый крупный заказ в истории уфимского «Самоката» - более 80 позиций.
Лиля, директор Центра формирования заказов компании «Самокат»: «Очень интересно. Нам самим было интересно, за сколько мы его сможем собрать. Азарт даже какой-то. Как спортивный интерес».
В «Самокате» вы не сможете купить сигареты, пиво и вино — только безалкогольные. Энергетики в Башкирии продают только по паспорту и обойти закон в приложении не получится.
Лиля, директор Центра формирования заказов компании «Самокат»: «Почему-то наши подростки думали, что раз новая компания, значит, можно будет как-то заказать это всё. Ну пока у них это не проходит. Нет паспорта — нет товара».
Несмотря на то, что ограничения, связанные с коронавирусом ослабли, люди продолжают заказывать онлайн.
Лиля, директор Центра формирования заказов компании «Самокат»: «Руки свободные, время свободное есть. В этот момент одновременно можно что-то дома сделать, свои дела, сходить в этот момент, пока тебе несут. Ну и чисто физически даже удобно. Не надо тяжести таскать, то же самое: пять килограмм заказывают у нас картошки».
«Самокат» настроен на расширение, а значит, скоро станет и больше выбор в приложении. На данный момент в Уфе работают 16 дарксторов и около сотни человек, не считая курьеров.