Провели целую смену с водительницей на трамвае 1972 года в Черниковке
Это видео, на котором водительница трамвая делает зарядку на остановке «стадион Гастелло», мы сняли, когда возвращались со съёмки. Кадры разлетелись по соцсетям и очень понравились уфимцам. Тогда мы решили её найти и снять полноценный сюжет. Отследили нужный трамвай по картам, приехали на остановку заранее и стали ждать вагон №2012.
- А сами вы давно водите?
Алина Мирсаяпова, водитель трамвая №8: «Ну лет десять уже где-то. Очень много женщин работают водительницами трамвая. Может быть как-то психологически связано? Просто ведь едешь по рельсам и всё. Я думаю, это интуитивно как-то связано и меня тянет туда».
Алина Мирсаяпова, водитель трамвая №8: «Я вышла замуж, и пока сидела в декрете, любила гулять вдоль путей. Там ходили трамваи. И почему-то так вышло, что мне захотелось поработать на этом виде транспорта. Как раз ходил всегда вагон №23 с надписью «Обучаем водителей трамвая и кондукторов. Приглашаем на работу». И был указан номер телефона. Кондукторы могут работать с 18 лет. А желающие стать водителем — с 21 года».
Алина управляет трамваем №8, который ходит от парка Калинина и до ул. Интернациональной. За смену нужно сделать несколько рейсов. Да ещё и так, чтобы уложиться во время — приехать позже или раньше нельзя. А учитывая, что она ездит на трамвае 1972 года, прибывать на место вовремя бывает сложно.
Алина Мирсаяпова, водитель трамвая №8: «Первый выход на линию — в 5:15 утра. Каждый день разное расписание у водителей. Отмечаемся у медика, берём путёвку и смотрим поездную книгу».
Алина Мирсаяпова, водитель трамвая №8: «Вот нам сейчас водитель встречного трамвая подсказывает — что-то с задней тележкой. Чувствуете резкий запах в салоне? Это в основном с тормозами связано. Нужно выйти и взглянуть. Если что-то не так, то нужно посмотреть. Если отцепилась пружина, которая удерживает тормоз, то нужно особенно посмотреть. Если мы слышим шумы, то останавливаемся и всегда проверяем, всё ли у трамвая на месте».
Но даже покидая трамвай для нескольких осмотров на маршруте, работа, говорит Алина, всё равно остаётся сидячей. Поэтому она и решила иногда попутно делать несколько упражнений.
Алина Мирсаяпова, водитель трамвая №8: «Даже монотонная немного работа. Но все же мы люди. Просто спину размять нужно. Так что вышел, сделал производственную гимнастику. И уже как-то легче становится».
Оставаться на конечной дольше положенного нам не позволил диспетчер. Поэтому мы отправились в обратный путь и продолжили нашу беседу уже после того, как закончилась восьмичасовая смена Алины. Изо дня в день она совершает несколько рейсов. И так на протяжении 10 лет. Нам она рассказала, что её привлекает график — большую часть дня Алина может проводить с детьми. Подробно говорить о доходах водителя трамвая она не решилась. Но на сайте по подбору вакансий она колеблется от 25 до 45 тысяч.
Алина Мирсаяпова, водитель трамвая №8: «Давайте я не буду озвучивать цифры. Но я думаю, что хватает на… Зарплата достаточная… Да, достаточная. Так можно сказать».
Уже после окончания рабочего дня Алина рассказала, что и водители, как и горожане, признают проблемы уфимского электротранспорта. Качество путей и самих машин — большие «болевые точки» системы.
Алина Мирсаяпова, водитель трамвая №8: «Начнём с того, что нужно соединить снова центр города и Черниковку. Трамвай — очень удобный вид транспорта. Если соединят снова, то будет здорово. Очень тяжело даже с запчастями. Деньги, которые мы привозим, в основном идут на зарплаты сотрудникам. Не хватает того, что мы привозим, для роста. Если бы была поддержка от государства побольше, то да. Может быть, стало бы получше».