Разгильдяйство и экономия. Почему возле уфимских канализационных люков разрушается асфальт
Российские дороги — предмет анекдотов, споров, скандалов и уголовных дел. Среди разнообразных проблем есть одна, с которой сталкивался, вероятно, каждый автолюбитель. Это разрушенный асфальт рядом с канализационными люками. Почему и из-за кого страдают водители, машины и асфальт? В поисках ответа мы обратились в «Башкирдортранспроект», организацию, которая занимается проектированием инженерных сетей. Вот их официальный ответ:
Факторами разрушения дорожного полотна около люков являются:
- Высокая транспортная нагрузка. Большая грузоподъемность транспортных средств, превышение пропускной способности автодороги;
- Погодные условия. Проникновение влаги в структуру асфальта, ее последующее замерзание и, как следствие, разрушение асфальтового покрытия.
Про высокую нагрузку на дороги мы слышим не в первый раз. Как и про погодные условия. Но как влага проникает в асфальт, если все сделано правильно? По ГОСТу люк должен быть на одном уровне с асфальтом.
Анастасия Исмагилова, преподаватель Уфимского автотранспортного колледжа: «Подрядчики подкладывают дощечки, чтобы достичь требуемой отметки, тем самым ускоряя это дело. В процессе эксплуатации будут возникать различные деформации — перекос колодца, разрушение дорожного полотна и прочие дефекты».
По тому же ГОСТу люк должны положить на плиту перекрытия — дорогой элемент, с помощью которого строители подводят колодец к уровню асфальта. Многие строители экономят время и деньги, выбирая другой путь. Это подтвердил и специалист в сфере строительства, пожелавший остаться анонимным.
Эксперт: «Нашел кирпич, нашел камень. Быстро положил, асфальт выложил. Рабочая комиссия приняла, колодец нормально стоит. Машины грузовые поездили, край продавили — и колодец заиграл. Давайте так — это разгильдяйство».
Страдают от разгильдяйства не только водители, но и сотрудники «Уфаводоканала». На балансе этой организации большинство люков в городе.
Артур Нургалиев, начальник управления Восточных канализационных сетей ГУП РБ «Уфаводоканал»: «Самые большие недостатки — некачественно уложенный асфальт около колодцев, который выбивается, ломается. За состоянием полотна мы начинаем следить, как только снег сходит. Не допускаем больших ям, потерь. Следим, чтобы машины не проваливались».
Но кто тогда ответственен за разбитый асфальт около люков? В большинстве случаев заказчиком дорожных работ в Уфе выступает администрация города. Готовый объект принимают рабочая и государственная комиссии. Подрядчик же должен устранить дефекты, которые обнаружили в пределах гарантийного срока.
Как определить, что канализационный колодец приняли с нарушениями? Первое. При его строительстве использовали битый кирпич или дощечки. Это можно заметить, если люк открыт. Второе. Трещины на дороге рядом с люком. Если они появляются на свежем асфальте, то работы выполнены крайне некачественно. Третье. Люк находится не на одном уровне с асфальтом. Либо выше его, либо ниже. Главный критерий качественного канализационного колодца — время. Если он пережил ливни, грузовики и холода — перед вами честная работа строителей. Например, этот люк сложно назвать качественным. А вот как это делают в Германии. Опорное кольцо укладывают на бетонную плиту. Далее рабочие устанавливают металлическую опалубку, а полость вокруг нее асфальтируется. После этого опалубка снимается, устанавливается основа и сам люк.