Сделают ли улицу Мустая Карима в Уфе пешеходной? Рассказываем, что об этом известно
Пока здесь еще шустро проносятся машины, но вскоре они могут уступить свое место пешеходам. Улицу Мустая Карима могут закрыть для транспорта и отдать ее под неспешные прогулки горожан. Правда, пока неизвестно, в каком формате. Ранним утром седьмого марта в соцсетях уфимской мэрии появился опрос. Голосующим предлагается высказать свое мнение: когда и как стоит перекрывать Мустая Карима? Среди вариантов: сделать пешеходной навсегда, на время фестивалей или выходных, а также горожане могут проголосовать и против такой инициативы. Разговоры о появлении пешеходной улицы в Уфе идут много лет. Соседи - Казань и Екатеринбург - с этим успешно справились. Для столицы Башкирии предлагали разные варианты - улицу Ленина, Октябрьской Революции или проложить новую пешеходку с нуля. Вот так практически десять лет назад комментировали подобные идеи в мэрии.
Аскар Фазлыев, начальник информационно-аналитического управления администрации Уфы (2012 - 2014 гг.): «Опыт перекрытия улицы Ленина в праздничные дни и выходные оказался самым приемлемым. Для повседневного пользования, в принципе, горожанам такая вот большая пешеходная улица не нужна. Вы представляете, если мы перекрываем улицу Мустая Карима, то мы же на самом деле перекрываем не только продольное движение, мы перекрываем поперечные пути, то есть с Чернышевского и с Достоевского люди на автомобилях уже не смогут пересекать эту улицу. Это для центра города будет транспортный коллапс».
В последнее время снова все больше говорят о Мустая Карима. Это и подкреплено практическим опытом - улицу уже перекрывали для проведения фестивалей. Например, два года назад.
Егор Попов, архитектор Института развития городов и сел РБ: «Гипотеза какая. Что будет, если мы перекроем вот этот популярный, с точки зрения горожан, бизнеса, маршрут в самом центре города, проверим его не в виде существующего – парковки и проезда, а в виде пешеходной улицы. Насколько это возымеет эффект, насколько жители почувствуют эту территорию».
Такой эксперимент наш собеседник назвал примером тактического урбанизма. Он показал, что в начале пешеходы боялись идти по перекрытой проезжей части. Горожане стали выходить на дорогу после того, как там начались представления и взаимодействия с людьми. В завершении фестиваля стало понятно, что этот участок улицы Мустая Карима практически идеально подходит на роль пешеходной.
Егор Попов, архитектор Института развития городов и сел РБ: «Во-первых, это самый такой исторический центр города, самый центр центра. Здесь историческая застройка, есть этот дух старой Уфы, за зданиями следят, реконструируют, восстанавливают - например, мечеть. Помимо того, что это самый центр - здесь огромное количество услуг, сервисов, общепита. На этой улице практически все первые этажи в бизнесе. Если её сделать ещё и пешеходной, убрать отсюда парковку, убрать отсюда проезд машин – это ещё даст дополнительный импульс, такой синергетический эффект».
При этом создание пешеходной улицы предполагает участие в процессе не только автомобилистов и пешеходов, но и бизнеса. Ему нужны свои пути подъезда - как для товаров, так и для посетителей. Егор Попов считает, что бизнесу дороже внимание людей, а не парковочное место.
Егор Попов, архитектор Института развития городов и сел РБ: «Экономический и социальный эффект будет гораздо больше именно от общественного пространства, безопасного и комфортного, чем от бесплатной парковки и проезда, потому что здесь всё-таки далеко не каждый автомобиль приехал к бизнесу. Это бесплатная парковка в центре города, очень лакомый кусочек для водителя».
Некоторые урбанисты выступают за появление пешеходной улицы в каждом городе. У нашего собеседника свое мнение по этому вопросу, а также есть ответ тем, кто опасается пробок и транспортного коллапса.
Егор Попов, архитектор Института развития городов и сел РБ: «Наверное, не каждому городу [нужна] пешеходка. Но конкретно в нашем городе, мне кажется, на главную роль пешеходной улицы как раз вот этот участок Мустая Карима претендует. Потому что ситуация сама так сложилась. Конкретно если этот участок рассматривать, то он в транспортной системе особой роли не играет. Это тупиковый проезд, который упирается в Гостиный двор. Это не такая нагруженная улица, потому что здесь вот полквартала и полквартала туда – это улицы Карла Маркса и Ленина, которые огромный трафик на себя берут и от того, что здесь перекроется движение – не сыграет роли».
Если бы не было этой улицы и Арт-квадрата, то одним из вариантов стал бы Сипайловский Арбат, считает Егор Попов. По плану он должен был соединить Кашкадан с Набережной Уфы. Но тем планам сбыться не удалось. А что будет со свежей инициативой? Как нам пояснили в пресс-службе уфимской мэрии, опрос продлится три недели. А предусмотрены ли какие-либо процедуры после подведения результатов - остается неизвестным.