Сокровища исчезнувшего народа. В Уфе для широкой публики открылась выставка «Золото сарматов»
Музей археологии и этнографии долгое время оставался закрытым для уфимцев, служа только научной базой для Института этнологических исследований. Теперь его открыли для свободного посещения. Всё это для того, чтобы познакомить желающих с уникальной коллекцией — «Сарматское золото».
Сарматы — общее название ираноязычных племён, населявших степи восточной Европы и Поволжья примерно с IV века до нашей эры. Будучи кочевниками, сарматы не оставили после себя городов. Их культура известна нам по раскопкам захоронений — курганов. Самая крупная коллекция предметов сарматской культуры, часть которой выставляется сегодня в Уфе, была найдена археологической экспедицией на территории современной Оренбургской области.
Александр Кляшев, cтарший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева: «Курганы — это, собственно, погребальные сооружения. Один из самых крупных курганов, так называемый Царский, вблизи села Филипповка — он в радиусе был около 120 метров, в высоту около восьми метров. Ну, когда он функционировал, то есть в IV веке до нашей эры, [он был] где-то, может быть, в два раза больше, то есть метров пятнадцать. Понятно, что была похоронена какая-то знатная особа — вождь, видимо».
Раскопки курганов у села Филипповка проводились во второй половине 1980-х годов. Ими руководил башкирский археолог, профессор Анатолий Пшеничнюк. Предметы, найденные его экспедицией, составили экспозицию музеев в Оренбурге, Уфе и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
В искусстве сарматов сакральное место занимают образы животных. В основе этой экспозиции — фигурки оленей с большими раскидистыми рогами. Они выполнены из дерева и покрыты пластинами из чистого золота. Работа столь тонкая, что трудно поверить: этим фигуркам уже больше двух тысяч лет.
Александр Кляшев, cтарший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева: «Сами олени — обычно задают вопрос: «Что они значат?». Археологи честно говорят, что неизвестно. Они были, возможно, деталью погребального культа. Видно, что в деревянном основании — проточки. Возможно, [фигурки] к чему-то фиксировали. Но к чему — может быть, к колеснице, может быть, к какому-то паланкину, ещё к чему-то — неизвестно».
В отдельном зале выставляются украшения, а также предметы быта — кувшины и котелки. Особенный интерес представляет золотая амфора с двойными стенками – древний предок современного термоса. Исследователи полагают, что посуда, найденная в курганах, изготовлена персидскими мастерами.
Александр Кляшев, cтарший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева: «И некоторыми из них они, как утверждают наши археологи — ну, наиболее вероятная версия — рассчитывались за военную службу. Как археологи говорят, наши сарматы и дахи — они выполняли функции конницы у персов. Персы — народ осёдлый был, была пехота, а тут прекрасные конники, тем более, так сказать, этнические родственники, единоверцы».
Также на выставке представлены образцы холодного оружия сарматов. Некоторые исследователи полагают, что у воинственных кочевников существовал культ меча. Оружие сарматов восхищает качеством изготовления.
Александр Кляшев, cтарший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева: «Допустим, те же акинаки — такие вот небольшие кинжалы, но были и более крупные, размером с меч. В месте впадения Дёмы в Белую, в Хайбуллинском районе местные жители находят эти клинки. И если они в хорошем состоянии, их очищают и режут ими даже поросят. Такой интересный факт. (Смеётся). У нас товарищи из отдела археологии говорят, что этим клинкам 2400 лет, а они не верят».
Около IV века нашей эры, когда из-за климатических изменений степь стала непригодной для выпаса скота, сарматы покинули Поволжье.
Александр Кляшев, cтарший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева: «Часть их осталась на Северном Кавказе — это вот аланы, или осетины. Часть выдвинулась в составе различных кочевых групп на территорию Венгрии — это так называемые ясы. Естественно, говоря о древних народах, нельзя говорить, что кто-то был прямым предком современных народов. Мы все — это результат взаимодействия различных, самых разных этнических групп».
Коллекция «Золото сарматов» — уникальное собрание предметов культуры древнего народа, крайне интересное как с исторической, так и с эстетической точки зрения. Теперь ознакомиться с ней может любой желающий — выставка в уфимском Музее археологии и этнографии открыта ежедневно.