Солдаут на классику в театре. Как прошла премьера пьесы Островского в Уфе
– В Русском драматическом мы почти пересмотрели все. И даже по нескольку раз.
В Русском Драмтеатре в Уфе с самого начала театрального сезона аншлаги. Билеты распродаются за несколько месяцев до спектаклей. На премьерах смотрителям зала приходится выставлять дополнительные стулья, чтобы вместить всех желающих.
Не пугает зрителей и русская классика, которая регулярно появляется на сцене Русдрама. Театральные режиссёры делают все возможное, чтобы приспособить старые тексты под современную аудиторию. И как показывает премьера пьесы “Лес” Николая Островского, которая прошла в театре 10 февраля, они со своей задачей справляются. Хоть сложность произведений классиков иногда настораживает самих режиссеров.
Николай Дручек, режиссер-постановщик: "Островский. В этом вся сложность. Для себя ты решаешь: да, вроде ты чувствуешь его текст, его слово, движение, как он строит фразы. Тогда в этой ситуации, ну, я - в данном случае, начал не адаптировать, а выпрямлять текст. Но выпрямлять в каком смысле – там, делать характерные для Островского “запотыки”, я их называю. Из местоимений каких-то, кусков, звуков каких-то, из этого начинаешь делать уже намеренный приём".
Работа над постановкой длилась с начала театрального сезона – тогда московский режиссер получил приглашение поставить “Лес” на сцене уфимского театра. По его словам, такой сложный материал требовал тщательного погружения.
Николай Дручек, режиссер-постановщик:
– Вы сказали, что пришлось несколько месяцев именно “пожить языком Островского”. Это какая-то метафора была или..?
– Да, конечно, метафора. Ну то что несколько месяцев – это же не с утра до вечера ты занимаешься. Но всегда у тебя в кармане, в электронной книжке сейчас, 10-15 пьес Александра Николаевича, которые ты периодически перечитываешь, начитываешь. И вот это я называю, наверное, “пожить”.
Позже начались репетиции, которые проходили волнами: две недели, три недели и месяц. Как рассказывают сами актеры, иногда в театре приходилось ночевать. Все ради того, чтобы приспособиться к сложному языку и тщательно вжиться в роль.
Иван Овчинников, актер: "Во всех персонажах, когда тебя ставят на какую-то определенную роль, ты всегда пытаешься найти что-то общее. Да, может быть, что чего-то у тебя в жизни нет, чего-то не происходит – например, мой персонаж Пётр, он ходит под отцом, его отец очень сильно тиранит. У меня этого нет, но я это в себе нахожу в каких-то других чертах Петра. И вот что у меня сходится – из этого строится персонаж. Как костюм – ты смотришь как бы, ну да, здесь немножко торчит, ну мы подберем, здесь что-то соберем. Такая история".
Ирина Агашкова, актриса: "Всегда возникают сложности, когда ты начинаешь работать с классикой, независимо от того, Островский это, Горький, Толстой, Чехов – это всегда сложно. Потому что слишком большая глубина. Мы всегда первопроходцы, мы всегда пишем на белом листе – это не раскраска, где под копирку можно что-то сделать. Это всё равно поиск и это всегда страшно".
Такой титанический труд постановщиков, художников и актеров не остался незамеченным.
– Спектакль понравился. Он очень правильный, он описывает общество, отношение к семье, какие-то изменения в обществе.
– Где-то вроде музыка такая, как бы напряжённая, в то же время смешно. На каких-то таких противопоставлениях весь спектакль построен. За счёт этого он интересно смотрится.
– Игра актёров, и постановка, и сценарий, и режиссура – то есть, безусловно, всё прекрасно.
Следующие показы пройдут 26 февраля, 11 и 26 марта. На февральский спектакль билетов почти не осталось, но если поторопиться, можно увидеть классику в марте.