Строгий «Дед Мороз» и молитва Белому богу. Как празднуется марийский Новый год в Уфе
Праздничные выходные подошли к концу. Но кое-где гулянья не прекратятся ещё до середины января. Чтобы посмотреть, как празднуется самый необычный Новый год, мы отправились в Уфимский центр культуры и народного творчества на праздник Шорыкйол — марийский Новый год.
Марийцы — финно-угорский народ России, который в основном проживает на территории республики Марий Эл и на севере Башкирии.
Лира Фаттыхова, художественный руководитель ансамбля «Ош Виче Сем»: «Марийцы есть в каждом районе. Калтасинский, Бирский, Мишкинский — это районы, в которых представлено 90% марийской диаспоры. А в Уфе, по старым данным, всего лишь восемь тысяч марийцев. Но сейчас может быть и больше уже».
Начнём с того, что название привычного для нас зимнего праздника звучит иначе — У ий дэне. А сам праздник начинается ещё задолго до 31 декабря.
Лира Фаттыхова, художественный руководитель ансамбля «Ош Виче Сем»: «У - это "новый". Ий - это "год". Дене - "день" или "год". Этот праздник начинается где-то в двадцатых числах декабря. У нас в Башкирии, например, праздники прошли двадцать шестого, двадцать восьмого и двадцать девятого числа. Они в разных местах длятся до пятнадцатого января».
Дед Мороз — один из главных символов Нового года в России. У марийцев же вместо полусказочного персонажа вполне реальная фигура — старейшина деревни, которого все знают. А задача у него — не щедро одарить, а строго спросить с каждого хозяина о том, как был прожит год.
Лира Фаттыхова, художественный руководитель ансамбля «Ош Виче Сем»: «У нас, у марийцев, нет ни Деда Мороза, ни Снегурочки. У нас есть Васли Кува и Васли Кугыза. Это старейшины деревни. Они обходят каждый дом и у каждого хозяина спрашивают: что он успел и не успел сделать в этом году для благополучия семьи, росли ли дети в почитании старших и других людей, как был прожит год и что удалось наработать. Такие были устои».
Выдерживая ответ перед Васликува, начинается веселье с танцами, обильным застольем, песнями и играми. Но в пылу праздника марийцы не забывают обратиться к богу с особой молитвой.
Лира Фаттыхова, художественный руководитель ансамбля «Ош Виче Сем»: «Есть очень много богов — рек, лесов, животных и т.д. Но есть Ош Поро Кугу Юмо — белый бог, самый большой бог. Вы не могли ничего понять, ведь всё действо шло на языке народа. Они молятся богу о том, что год прошёл хорошо. А теперь они просят, чтобы следующий был таким же и ещё лучше. С прибавлением в семье, с прибавлением скота. Чтобы не было козней со стороны чертей и тёмных сил. Поэтому нужно стряхивать с себя всю нечисть и всё плохое. Принято стряхнуть шали и шубы».
Шорыкйол — праздник, к которому марийцы тщательно приводят всё своё домашнее хозяйство в полный порядок. Как год встретишь — так его и проведёшь. Ярким обрядам и вековым традициям следуют и в наши дни. Так Шорыкйол отметили в Бураевском районе, собрав вокруг торжества десятки жителей республики.