Студенты из Уфы изобрели Smart-тротуар для борьбы с наледью. За это им дали миллион
Богдан Соловьёв, магистрант IT-института УГНТУ: «Есть два варианта. Конечно, водой греть дешевле, потому что просто нагреваем воду, а здесь нужно постоянно тратить электроэнергию, но при поломке гораздо сложнее починить трубопровод, тем более, если сделать на большом пространстве. С электроэнергией гораздо все проще».
Богдан Соловьёв учится на 2 курсе магистратуры IT-института в Уфимском нефтяном университете. Вместе с командой единомышленников парень озаботился проблемой заснеженных дворов и тротуаров в России.
Богдан Соловьёв, магистрант IT-института УГНТУ: «Мы делали его в команде. Я, получается, как заявитель проекта. У нас не такая большая команда. У нас есть участники, которые живут за городом и для них это огромная проблема, постоянно чистить дворы, вот как сейчас снег идет, каждый день с утра до вечера. Решили, что нужно что-то изобрести, чтобы решить эту проблему и перестать постоянно убирать снег».
Команда Богдана решила поучаствовать в федеральном конкурсе «Студенческий стартап». Они предложили проект собственного решения проблемы обледеневших тротуаров.
Богдан Соловьёв, магистрант IT-института УГНТУ: «Пришли к идее «Смарт-тротуаров», которые как раз и решают данную проблему. Они не просто топят снег, они топят лед, что повышает безопасность в целом на дороге. Это не химический процесс, это не реагенты, которые везде используются и портят нашу обувь, портят экологию. Это кабель, который, по сути, греет тротуар и дополнительные датчики, который реагируют, понимают, идёт сейчас снег, дождь, какая-либо непогода. Ещё у нас есть одна особенность - это пьезо-датчики. Это элемент, который преобразует механическую энергию в электрическую. Люди по нему ходят и вырабатывают электроэнергию, за счёт этого может питаться и сам «Смарт-тротуар» и тем самым греть площадь, а также это может подзаряжать наши телефоны. Можно поставить специальную станцию и могут люди заряжаться».
Как говорит Богдан, проект «Смарт-тротуаров» гарантирует, что на тротуарах не будет скапливаться наледь. При этом, как обещают авторы проекта, такие пешеходные дорожки будут не сильно отличаться от традиционных мер борьбы с последствиями осадков.
Богдан Соловьёв, магистрант IT-института УГНТУ: «Он саморегулирующийся. Он понимает, насколько нужно убавить, насколько можно прибавить и следит за всеми этими процессами. Помимо этого, дорожки находятся под уклоном, как делаются дороги в Европе и США, когда вода стекает в водосток и ничего не остаётся. Это энергозатратно. Это чуть дороже, чем дворники, это чуть дороже чем реагенты, но зато стопроцентная уборка льда, стопроцентная уборка снега».
Проект «Смарт-тротуаров» во второй волне конкурса «Студенческий стартап» принес ребятам из УГНТУ победу. Они выиграли грант на развитие своей идеи в размере 1 (одного) миллиона рублей. Как рассказал Богдан, деньги будут потрачены в 2 этапа.
Богдан Соловьёв, магистрант IT-института УГНТУ: «Фонд содействия инновациям выделяет деньги в 2 транша. Первый на 300 тысяч рублей, он на создание ООО, создание MVP (минимальная жизнеспособность продукта) и проведение первых тестов. После этого пишется отчет и уже дальше идет пополнение вторым траншем на 700 тысяч рублей и уже выполняется весь проект».
Стоит отметить, что подобные проекты от студентов IT-института УГНТУ не редкость. Некоторые из них нашли отклик в повседневной жизни.
Зухра Павлова, директор IT-института УГНТУ: «У нас ребята достаточно активно участвуют в различных конкурсах. Эти конкурсы, проекты направлены на решение задач по автоматизации. Сегодня автоматизация это не просто, это умная автоматизация. Заинтересованность предприятий безусловно есть. Мы изначально ставим такие задачи, которые в первую очередь интересны самим студентам, но и были интересны именно предприятиям. Этот процесс непростой, именно внедрение. Это уже следующий этап, который тоже требует усилий, но совместно мы тоже это всё делаем».
По словам Богдана Соловьёва, первый «Смарт тротуар» появится на пешеходной Аллее выпускников при УГНТУ. Здесь технологию опробуют, после чего уже станет понятна ее практическая эффективность. Стоит отметить, что сейчас подогрев тротуаров преимущественно используются в столице России. Например, пешеходное пространство у здания правительства Москвы на Тверской подогревают с помощью водопроводных труб, которые проложены под дорожкой на малой глубине.