Баттлы, встречи и аудио. Как театры Башкирии привлекают зрителей?
— У нас 11 театров в республике, и зачастую тем людям, которые продвигают театр, придумывают спецпроекты для зрителя, им не хватает опыта.
Театральное искусство существует с глубокой древности, поэтому вопросом, будет ли оно актуально через десять или двадцать лет, не задаётся почти никто. Однако на смену этой теме пришла новая: деятелям искусства начинает казаться, что современному зрителю уже не хватает одних только спектаклей. Теперь приходится искать новые, дополнительные способы, чтобы превратить людей в постоянных зрителей.
Алла Лисицина, режиссёр-педагог Российского академического молодёжного театра: «Сейчас такое время, что просто спектакль — уже мало для зрителя, ему нужны какие-то дополнительные программы, которые бы его влекли в театр. Помимо театра существует огромное множество развлекательного контента, и чтобы театр не потерял своего зрителя, мы всё время должны искать новые пути к нему».
Новые пути для каждого свои. Некоторые театры выбирают встречи со зрителями: это могут быть обсуждения спектакля, неформальные посиделки или и то, и другое. Такой способ пришёлся по вкусу артистам русского академического театра — они проводят театральные гостиные около двух раз в месяц.
Айгуль Шакирова, актриса Русского академического театра драмы: «Театральная гостиная существует, мы встречаемся один или два раза в месяц: приглашаем гостя, отдельно от спектакля, это всегда в понедельник, и этот гость может быть актёром, который играет в нашем спектакле, может быть какой-то дуэт интересный из последней премьеры, это может быть режиссёр, который приехал и ещё не поставил спектакль, его сейчас репетирует. Я думаю, что театральная гостиная будет расширяться, продолжаться, у нас будут театральные баттлы, поэтические вечера, спектакли. Я надеюсь, что будут гости из других театров, и, возможно, вообще даже из других сфер, потому что наша задача — как можно больше людей привлечь к такому интересному пространству, как театр».
А другим деятелям удаётся приблизиться к зрителю, наоборот, дистанцируясь от него: сотрудники стерлитамакского русдрама решили попробовать создание аудиоспектаклей, с которыми зрители, а вернее, уже слушатели, познакомятся во время прогулок по исторической части города. Но и помимо этого театр придумывает проекты, ориентированные на самую разную аудиторию.
Лилия Ильясова, заместитель директора по организации зрителей Русского театра (г. Стерлитамак): «Мы создаём отдельные спецпроекты, которые у нас аккумулируются на определенную целевую аудиторию. Молодое поколение, поколение зумеров, как это сейчас модно говорить, оно не придёт, скорее всего, вот так вот сразу посмотреть спектакли классической драматургии. Для них мы придумываем различные проекты в формате экспериментальной сцены, чтобы они посмотрели современную драматургию, познакомились с актёрами, и потом у них была возможность влюбиться в наш театр, а это обязательно происходит, и прийти уже на спектакли большой сцены».
В целом, любые попытки наладить контакт со зрителем сводятся к диалогу. Но не к тому диалогу, что происходит во время представления между артистом и сидящим в зале — а между двумя обычными людьми.
Полина Шабаева, актриса, режиссёр уфимского ТЮЗа: «Главное, чтобы эти проекты все были ориентированы на разного зрителя, начиная от детей и подростков, заканчивая взрослыми. Это история на грани просвещения и пиара».
Но, несмотря на смежную область деятельности, театры в первую очередь остаются местом, где люди смотрят спектакли, поэтому все эти программы не могут существовать в отрыве от сцены.