Удар по электросамокатам в Башкирии. Их скорость ограничат, а пользователей заставят носить шлем

17 июня 2021
Выслушали доводы сторон.

 

Представители партии «Единая Россия» выступили с инициативой, которая, по их мнению, наведет порядок в сфере аренды электросамокатов в Башкирии. Депутаты предложили целый ряд ограничений, которые касаются этого двухколесного транспорта.

 

Рустам Ишмухаметов, заместитель председателя Госсобрания - Курултая РБ: «Мы предлагаем запретить езду на самокатах, гироскутерах, на моноколёсах и других подобных средствах передвижения со скоростью выше 10 км/ч, также запрещается езда детям до 14 лет, запрещается езда на одном электросамокате двух и более человек, а в темное время суток ездить можно будет только в светоотражающей одежде».

 

Также хотят запретить передвигаться на самокатах без шлема. За нарушения выше озвученных требований предусмотрены штрафы — от одной до четырех тысяч рублей. Председатель партии КПРФ в башкирском парламенте Юнир Кутлугужин на нашу просьбу прокомментировать инициативу «единороссов» ответил, что ему «надо подумать и посоветоваться». Его коллега из ЛДПР Вячеслав Рябов заявил нам, что пока не видел текст документа и комментировать его не может.

 

Вячеслав Рябов, руководитель фракции ЛДПР в Государственном Собрании — Курултае РБ: «Смотрите, у нас заседание назначено на 23 июня. Данный вопрос в повестке дня отсутствует. Я не знаю, почему там написали, что его внесли на рассмотрение. Понимаете, у нас нет условий для использования электросамокатов. Как и для велосипедов. Велодорожек нет. Инфраструктура у нас не создана. Толк-то от того, что наденут шлемы».

 

17 июня, на следующий день после появления инициативы, в профильном комитете Курултая должно было пройти обсуждение предполагаемых нововведений. Однако его перенесли, пояснив, что еще есть моменты, над которыми надо подумать. Мы спросили у одного из инициаторов законопроекта — вице-спикера республиканского парламента Рустама Ишмухаметова, кто и как будет контролировать соблюдение скоростного режима и ношение шлемов.

 

Рустам Ишмухаметов, заместитель председателя Госсобрания - Курултая РБ: «На сегодняшний день это возложено на сотрудников ГИБДД, которые составляют протоколы как на пешеходов. Если наш законопроект будет принят в дальнейшем, то, конечно, то же самое будут делать сотрудники ГИБДД. По поводу шлемов — вопрос спорный. Пока это обсуждается. В первом чтении планируем [законопроект] принять. Во втором, возможно, будут поправки».

 

По данным МВД, количество аварий с участием самокатов в России с начала года выросло практически втрое. В нашей республике за эти шесть месяцев произошло 11 ДТП, в которых пострадали 11 человек, в том числе четыре ребенка. Предлагаемые нововведения, по задумке депутатов, должны стать некой подушкой безопасности. Таким образом Башкирия может стать первым регионом, где введут всеобщее ограничение на скорость.

 

Рустам Ишмухаметов, заместитель председателя Госсобрания - Курултая РБ: «Принятие федерального документа может оттянуться из-за выборов в Госдуму, новый созыв и так далее. Это полгода может пройти. А самокаты — история сезонная. А сезон на пике».

 

Рустам Ишмухаметов подчеркнул, что бизнес готов вместе с властью делать самокаты безопасными. Представители шеринговых компаний, работающих в Башкирии в беседе с нами согласились с парламентарием, но именно вышеназванные нововведения вызывают у них серьезное беспокойство.

 

Дмитрий Веселов, исполнительный директор ООО «МИГОУ»: «Что касается десяти километров в час. Такая скорость убивает тот смысл, который вкладывается в транспорт первой и последней мили. Десять километров в час — это слишком мало. Люди привыкли пользоваться кикшерингом и добираться из точки А в точку Б со скоростью 15-20 километров в час».

 

Идея же обязать всех носить шлемы — стала для компании сюрпризом. Мало того, что их надо закупить, еще их нужно где-то хранить, а также проводить их санитарную обработку после каждого клиента. Все это повлечет дополнительные расходы, которые выльются в повышение тарифов. А это повлияет на спрос.

 

Дмитрий Веселов, исполнительный директор ООО «МИГОУ»: «Я уверен, прежде чем закон будет принят, он будет обсуждаться не только уважаемыми парламентариями, но и представителями бизнеса, общественниками и так далее».

 

В крупнейшем сервисе по аренде самокатов Whoosh нам напомнили, что самокатам необходимы не только ограничения. Во-первых, нужна инфраструктура. Вторая задача сложнее, да и времени на ее решение уйдет больше — дело в культуре, которая и является основой безопасности.

 

Юлия Камойлик, пресс-секретарь сервиса Whosh: «У нас есть положительный опыт Екатеринбурга. Мы собрались там с убранистами, поговорили о том, что можно сделать, посмотрели тепловую карту поездок на самокатах, выделили улицы, на которых можно ввести велополосу, сделать ее яркой, чтобы пешеход понимал, что это место для микромобильности, а микромобильность понимала, что это место для нее».

 

Мы спросили у архитектора Егора Попова, какие решения могут предложить эксперты, чтобы примирить всех участников дорожного движения?

 

Егор Попов, архитектор: «Первое. Классификация всех средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым и относятся электросамокаты вместе с велосипедом, электровелосипедом, сигвеем, моноколесом, в зависимости от их мощности и максимальной скорости. Второе. Создание безопасной инфраструктуры (в виде обособленных дорожек) для разграничения потоков с разной скоростью передвижения. Третье. Запрет на передвижение по тротуару мощных и скоростных СИМ. Водительские права и наличие шлема для электросамокатов, по мощности и скорости равносильных мопеду и мотоциклу. И, конечно же, запрет на езде в нетрезвом виде».

 

В Курултае нам сообщили, что законопроект должен быть рассмотрен на очередном заседании парламента 23 июня. Пока же экспертам, да и самим инициаторам нововведений очевидна сырость и непроработанность предложений.