Уфимцы жалуются на громкую рекламу на остановках. Кто получает прибыль от сети уличного радио?
Уже несколько лет уфимцы, ожидая автобус, слушают рекламные объявления, незамысловатые песенки и предупреждения от экстренных служб. Привычный городской шум на второй план отодвинули громкоговорители на остановках. Некоторых жителей Уфы мегафоны достали настолько, что на них пожаловались Радию Хабирову через электронную приемную.
Лилия Магдиева: «Такая реклама есть не на всех остановках, есть точно на Галле, универмаге Уфа, Аграрном университете. Сначала там для жителей делались предупреждения, как не допустить пожара. Сейчас же это используется для рекламы. Причем, она чередуется с не очень пристойными песнями. Установлено по два динамика, звук очень громкий».
Уфимке ответили, что громкоговоритель установлен на опоре освещения, который принадлежит «Уфагорсвету». Туда и было переадресовано обращение Лилии. На этом переписка с чиновниками обрывается. При этом люди на остановках никаких неудобств не испытывают. С 8 до 20 на 45 остановках города звучит «Городское уличное радио». По словам руководителя проекта, 40% эфира занимает социальная реклама. Остальное — музыка и коммерческие аудио-ролики.
Максим Лушин, руководитель проекта «Городское уличное радио»: «Исключаем рок, рэп и house. Всё тяжёлое, что, по нашему мнению, недопустимо на улице для трансляции. Стараемся выбирать репертуар из отечественных композиций. Иностранных меньшинство. Очень хотим разбавить этот плейлист исполнителями местными на родном языке. Это у нас в планах. Надеюсь, они будут реализованы в течение этого месяца».
Максим Лушин объяснил, почему иногда реклама звучит громче музыки. По его словам, такое было возможно на раннем этапе.
Максим Лушин, руководитель проекта «Городское уличное радио»: «Предыдущие сотрудники пренебрегали [этим]. Когда это всё взялось под контроль, уже года три, наверное, прошло, музыка и реклама транслируется на одной громкости. Возможно, это связано с тем, что рекламодатель очень часто использует фильтры фактического усиления. Здесь приходится вручную [корректировать], когда на самом деле мы слышим, что ролик может быть громким, мы его понижаем специально. Я понимаю все раздражение, которое может быть от громкой рекламы».
Радио не зарегистрировано в качестве средства массовой информации. При этом руководитель проекта заявил, что в компании стараются соблюдать те требования, которые на них даже не налагаются.
Максим Лушин, руководитель проекта «Городское уличное радио»: «Коммерческая реклама — это не более 20% эфира. 40% эфира — это социальная реклама».
По словам Максима Лушина, в большинстве случаев громкоговорителями оборудованы частные павильоны. При этом понятия «уличной звуковой рекламы» не существует. По закону «О рекламе» запрещена реклама при помощи транспортных средств. Про громкоговорители на павильонах там ничего не сказано. В Госдуме дважды пытались ввести в закон понятие «звуковая реклама», но оба раза поправки были отклонены. Мы попросили урбаниста рассказать, как влияют громкоговорители на горожан.
Михаил Калинин, урбанист: «Мы с вами находимся в точке, в которой, в принципе, проезжающий транспорт просто не даёт даже нормально говорить по телефону. Поэтому любая дополнительная аудиоистория, которую использует город для рекламы, в том числе социальной рекламы, она должна перекричать этот шум и, соответственно, уровень шума повышается в разы. Попадаешь в тридцатые годы, когда кругом из репродукторов неслись оркестры, а здесь вместо этого мы слышим рекламу».
Негативное влияние шума отмечают и врачи. По их словам, раздражение из-за громкой рекламы может спровоцировать повышение артериального давления, негативные изменения в работе сердечно-сосудистой системы. Выход есть — переход на визуальную рекламу.
Михаил Калинин, урбанист: «Если говорить о рекламных продуктах, то они идут сейчас в сторону зрительной подачи. Все звуковые репродукторы не создают общего бравурного настроения. Они выбивают людей из колеи».
Для активистов, которые планируют бороться со звуковой рекламой, есть две дороги. Первая — через Госдуму. Долгая и практически безуспешная. Вторая — добиваться от города признания громкоговорителя рекламной конструкцией.