Уфимские психологи рассказали, как распознать синдром социального одиночества у подростка
Общение родителей с подростками чаще всего превращается в разговор глухих. Как выстроить отношения со своим ребенком и понять что его беспокоит? Ведь порой банальное внимание к подростку может предотвратить печальные последствия.
Ольга Реутская, директор городского центра психолого-медико-социального сопровождения "Индиго": "Родители стараются обеспечивать детей необходимыми материальными благами, не уделяя им достойного духовного внимания. Как результат — синдром социального одиночества".
Последствия социального одиночества у подростков различны. Все начинается с плохого настроения, отрешенности, угнетенности, заканчивая серьезными семейными конфликтами и тяжелой депрессией.
Ольга Реутская, директор городского центра психолого-медико-социального сопровождения "Индиго": "Одним из ярких проявлений синдрома социального одиночества является уход ребенка из семьи, даже если семья материально благополучна. Или же он пытается привлечь внимание к себе посредством употребления психоактивных веществ. Это тоже признак того, что ребенок свидетельствует о своем одиночестве и тем самым пытается найти замену родительской любви и заботе, переходя на какие-то другие допинги, которые могут составить ему комфортное ощущение".
Психологи говорят, что общение родителей с детьми в лучшем случае сводится к вопросам "как ты себя чувствуешь?" и "сделал ли ты уроки?". Подобное холодное отношение подвергает подростка в ужас. И он непроизвольно принимает для себя такую модель поведения как норму.
Ольга Реутская, директор городского центра психолого-медико-социального сопровождения "Индиго": "Социальная отчужденность, социальный синдром одиночества у детей проявляется в простых признаках. Прежде всего — желание изолироваться и замкнуться. В отсутствии элементарных диалогов, которые должны происходить в семье ежедневно, ежечасно, может быть даже по телефону. И особенно в выходные дни".
Психологи так же отмечают, что интернет все больше влияет на подростков, делает их менее социальными и даже агрессивными.
Наталья Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии БГУ: "Агрессивному поведению учатся подростки именно в интернет среде. Это подросток виртуальный, который проходит виртуальную социализацию, проходит этапы виртуальной идентификации, который ищет помимо своего реального "Я" свое виртуальное "Я". И ищет он его именно в интернет среде".
Самое простое — обвинить во всем интернет. Но всем родителям важно помнить, что ребенок как и взрослый имеет право на собственное мнение, характер и, возможно, иной взгляд на вещи. И лучшим способом выстроить отношение с ребенком - забыть про свой авторитет и поговорить с ним открыто и доверительно, как с равным.