Уличное искусство в стенах галереи. Как в "Мирасе" прошла выставка "Капсула"?
Аня Шушакова, корреспондент: "Подъезды, заборы и заброшки – те места, где обычно ожидаешь увидеть граффити. Но мало кто готов с ними встретиться на стенах картинной галереи. “Мирас” вновь бросает вызов уфимской публике, приютив в своем пространстве уличных художников".
“Капсула” – такое название получила дебютная выставка уличных художников в галерее. Ее инициаторами стали сами граффитисты из кофейни UNION – большинство из них до этого выставлялись только в рамках своего пространства.
Ольга Рамазанова и Виолетта Ибатуллина, арт-директоры галереи “Мирас”:
– Нам было дико приятно с Ольгой, когда мы понимали, как они ответственно отнеслись к этой выставке, как они волновались. Для них выставка именно в галерее – это совершенно другое пространство, которое обязывает.
– Самое удивительное, что в пространстве галереи это всё уже смотрится очень круто и серьезно. Это все будто возведено в ранг такого “серьезного” искусства.
Стрит-арт на галерейной перегородке, пластилиновые скульптуры и каллиграфия. Такие работы разместились в Мирасе вместо традиционной живописи. И несмотря на то, что уличное искусство со стен перекочевало на холсты, свою идею оно сохранило.
Артур Лукьянов, уличный художник: "Смысл остаётся, просто (появляются) какие-то фишечки, ну там типа впитываемость краски другая… вот это вот всё как бы немножко иначе. Если честно, на стене мне всегда больше нравилось то, что там более свободно себя чувствуешь. Холст будто немножко загоняет в рамку".
Большинство из представленных художников имеют академическое образование – ведь чтобы нарушать правила живописи, нужно их знать. А уже хорошо изученные технологии позволили артистам экспериментировать с форматами и материалами. Например, Альбина Давлетова перешла от традиционного рисования к работе с непривычным материалом – пластилином.
Альбина Давлетова, пластилиновый скульптор: "Через пластилин можно передать более объёмные формы, с ним можно поиграться, и он яркий, прикольный. Поэтому для меня в любом случае преимущество пластилина перед традиционным рисованием, оно есть. И это выражается в моём стиле. В Уфе точно ещё нет художников, которые лепят из пластилина в таком формате, как я. Наверное, в этом моя особенность".
Несмотря на свою продолжительность – “Капсула” стала самой короткой выставкой в истории галереи и продлилась всего два дня – экспозицию ждал аншлаг. Большинство посетителей сошлись во мнении, что такое искусство имеет место быть.
– Это как раз тот самый случай, когда мы берём уличное искусство и какое-то новое искусство, помещаем его в классические места, где оно обычно не находится, и это создает очень классный повод. Создает возможность подумать: а в чём разница между классикой и какой-то новой классикой, да? То есть, это же ребята, которые создают искусство сегодня, здесь и сейчас – это супер актуально.
– В основном мы рисуем где-то, где вообще, ну, не все могут посмотреть. А сейчас могут прийти все обыватели, и увидеть какие-то кусочки творчества, именно… Здесь же капсула получается именно графики, граффитистов. Поэтому в этом есть своя изюминка.
Предпоказ экспозиции состоялся 31 марта. 1-го и 2-го апреля прошли авторские экскурсии по выставке и были отыграны диджейские сеты.
– Да, это не ново вообще, когда уличные художники выставляются в галерее. По-моему, тот же самый Бэнкси делал то же самое. У некоторых есть представление, что галерейное искусство, оно какое-то такое… не двигающееся что ли. Мне кажется, что уличная среда – она может привнести какой-то элемент неожиданности, какой-то момент трансформации.
– Вы знаете, я считаю, что любое искусство заслуживает внимания обывателей. Потому что творческие люди – я сама очень творческий человек – они всегда чувствуют себя незамеченными, недооцененными, это люди, которым нужно в три раза больше внимания, чем просто человеку.
Эксперимент с уличным искусством в "Мирасе" можно назвать удачным. Те, кто не успел увидеть граффити на холстах в галерее, всегда может посмотреть на работы художников в социальных сетях – а может и отыскать на улицах города. А в какой галерее города они окажутся в следующий раз – неизвестно. В истории Мираса стрит-арт стал не запятой, а точкой.