В Башкирии люди сами отремонтировали дорогу, устав ждать помощи властей
«Вот она грязь! Болото! Аж запах идёт от этой воды».
44 километра грязи, бурелома и ни грамма асфальта. По дороге Нигаматово-Шанск в Зилаирском районе республики недавно трудно было пройти пешком и ещё сложнее проехать на машине.
«Вот тут ещё одно болото. Утки даже здесь плавали! Какое же это тогда болото? Это озеро натуральное. Вот как-то так».
Нигаматово-Шанск - это кратчайшая дорога, которая связывает два села с Баймаком и Сибаем. Больницы, аптеки, учебные заведения - всё находится в городах, до которых жители сёл долго не могли добраться без трудностей.
Альберт Шамигулов, житель села Нигаматово: «К дороге этой все привыкли. Потому что это единственная прямая дорога к Баймаку. От Баймака, от асфальта, первый населённый пункт - это Шанск, который находится в 34 километрах. Дорога пришла в негодность, а по ней люди в больницу и на учёбу ездят в Сибай, Баймак и Магнитогорск. Это прямая дорога».
Татьяна Кутукова: «У многих из нас в деревнях остались родственники. У меня там старенькая мама. По этой дороге я редко ездила её навещать. Как представляла, что придётся ехать по этой вот дороге, так всё желание ехать сразу отпадало».
Дорогу, говорят местные, построили для лесозаготовок, а содержал её местный леспромхоз. Потом его ликвидировали и дорога осталась бесхозной.
Альберт Шамигулов, житель села Нигаматово: «Кананикольск, Берёзовка и Шанск заготавливали лес и его вывозили в Сибай. Дорога находилась на балансе сибайского леспромхоза. И вот она пришла в негодность. А ездить-то через Зилаир в Баймак очень не выгодно. Там 200 километров».
Хозяина у дороги не было. Поэтому и чинить её никто не спешил. Ответ, который местные жители увидели в письме от правительства их не устроил. И тогда они решили, что проще обойтись своими силами. Общими усилиями они собрали 322 тысячи рублей.
Оксана Баскакова: «Нам пришёл ответ о том, что строительство дороги обойдётся в 2 миллиарда 640 тысяч рублей. Но нам не нужно строительство. Дорогу нужно отремонтировать. Хотя бы просто провести грейдирование».
Татьяна Кутукова: «И из всех собранных средств мы потратили на ремонт дороги 223 тысячи рублей».
Альберт Шамигулов, житель села Нигаматово: «Первый этап - грейдировали 4 дня: от Нигаматово до Шанска. Это примерно 40 часов. И вот сейчас, по осени, ещё 4 дня грейдировали».
Собирать деньги на ремонт единственной дороги стали не только люди, но и бизнесмены, которые заинтересованы в её хорошем состоянии. За 4 дня лета удалось привести в порядок все 44 километра.
«Вот мужики с топорами. Приходится убирать деревья. Тут ничего не поделаешь. Сейчас дорога укатается, уляжется и вот тогда мы второй раз пройдёмся. И тогда, я думаю, будет хороший результат».
Спустя пару месяцев грейдер прошёлся по дороге ещё раз. Тогда все работы были закончены. Администрация в этот момент, говорят люди, заняла нейтральную сторону - не помогала, но и не мешала им. Дорогу привели в порядок и тогда встал вопрос: кто будет следить за ней дальше?
Татьяна Кутукова: «Самое главное, чтобы сейчас дорогу взяли на баланс в администрации и в зимнее время содержали её в нормальном состоянии. Потому что зимой дорогу передувает и по ней никто не может ездить».
Но в администрации Зилаирского района даже отремонтированную дорогу не спешат брать на баланс. Лишь говорят, что для этого нужно провести какие-то мероприятия. Но какие именно и когда - не уточняют.
Оксана Баскакова: «Мы не знаем, чего они хотят, и сказать за них не может. Наша цель не наказать кого-то, а сделать так, чтобы работа была сделана».
Всё в той же администрации района нам рассказали, что в будущем году хотят получить деньги в рамках адресной инвестиционной программы. А до тех пор отвечать за неё будут местные жители.