В Башкирии открыли музей у пещеры Шульган-Таш за 298 миллионов. Что там есть?
Пещеру Шульган-Таш называют жемчужиной Башкирии и местом, где зарождалась человеческая цивилизация - в ней в 1959 году были найдены изображения животных, которые оставили древние люди. Теперь недалеко от пещеры открылся одноимённый музей. Приехавшие посмотреть на него учёные уже считают, что он поднимет Башкирию в глазах научного мира на новый уровень.
Александр Чибилёв, доктор географических наук, профессор, академик РАН: «Мы и не Европа, и не Азия, и даже не Евразия. Мы - Россия. Поэтому этот культурный центр должен служить в качестве осознания России как самостоятельной научной единицы».
Александр Сергеев, президент Российской академии наук: «Это объект, который привлекает внимание многих учёных нашей страны. Это и историки, археологи и представители естественных наук. Они применяют современные методы для современного понимания того, как развивалось человеческое общество».
Радий Хабиров, Глава Республики Башкортостан: «Мы создавали здесь не просто развлекательный объект. Здесь синтез науки, культуры, искусства и историографии».
Весь день открытия историко-географического центра «Шульган-Таш» стал сплошным фестивалем, а Бурзянский район превратился в центр культуры и истории Башкирии.
Привлекательность Каповой пещеры не ограничивается только рисунками древних людей. История кроется и в находках. Они ценны не только для учёных, но и для тех, кто занимается искусством. Например, человеческие останки, найденные под сводами, ложатся в основу сценических представлений.
Ринат Абушахманов, заслуженный артист Республики Башкортостан: «Моя постановка «О чём молчат камни?» создана по мотивам исследований и находок пещеры Шульган-Таш. Даже сцена принесения девушки, череп которой был найден в пещере, в жертву есть в балете».
Даже музыка Национального Симфонического оркестра, по словам его главного дирижёра, на природе звучит иначе. Да и саму классику маэстро сравнивает с чем-то вечным, вроде крепкой пещеры.
Дмитрий Крюков, Главный дирижер Национального симфонического оркестра РБ: «Академическую музыку всегда сравнивают с природой. Потому что это что-то бессмертное и бесконечное. Как горы. То, что будет всегда и что проникает в человека. Поэтому любая настоящая музыка, сыгранная на природе, производит огромное впечатление. Всегда на природе это звучит, по моему мнению, подчёркнуто естественно».
Оригиналы рисунков в пещере закрыты для посещений - соприкосновение с внешним миром их разрушает. В музее можно посмотреть на их точные копии или попробовать нарисовать собственные.
Тимур Сабитов, директор студии «Вотибас»: «Что можно сказать про этот арт-объект? Вот если бы эта стена была ровной, то работа выглядела бы неинтересной. Эта стена нужна для того, чтобы сюда приходили посетители, делали краску и наносили на стену свои рисунки. А раз в полгода, когда всё будет исписано, будут приходить специалисты и снова закрашивать в белый цвет».
Данир Гайнуллин, директор научно-производственного центра по охране культурного наследия РБ: «30 мая в музей и пещеру Шульган-Таш приезжали эксперты ЮНЕСКО. Они высоко оценили степень сохранности пещеры и рисунков. Высоко оценили музей и его научный центр. У нас хорошие шансы, и при благоприятных условиях пещера Шульган-Таш войдёт во список Всемирного наследия».
Посмотреть можно не только на первобытное искусство, но и на фауну, которая населяет пещеру. Так в Каповой пещере появились не только первые люди, но и одни из первых «зомби».
Тимур Сабитов, директор студии «Вотибас»: «Можно обратить внимание вот на этот экспонат. Здесь представлен гриб, который попадает в муху и делает из неё зомби и заставляет лететь туда, где есть ещё больше мух. Там он прорастает из неё, распространяет споры и заражает ещё больше мух. Вот такая штука есть в пещере».
В день открытия музей был закрыт для простых посетителей. Но уже на следующий день доступ был открыт для всех. Единственная проблема для туристов и местных жителей теперь ‒ это дороги.
«Нет указателей и маршрутов. Спрашиваешь у людей и они говорят: "А, вам туда!". Куда "туда"? Налево? Направо? Местные спокойно объясняют. Но указателей нет и из-за этого мы несколько раз плутали».
Луиза Аминова, жительница деревни Киекбаево: «Даже асфальт до пещеры проложили два года назад. Сначала всё восхищают природой, а потом удивляются нашим дорогам. Они в таком тяжёлом положении... Это наша боль. До Каповой пещеры есть три дороги. Первая соединяет Баймакский район с Бурзянским. Вторая Уфу с Бурзянским районом. И третья соединяет Уфу, Стерлитамак, Кумертау, Мраково и Бурзян. И вот мы хотели бы обратиться к руководству, которое построило такой комплекс, но забыло про дороги».
Туристы в разговоре с нами сравнили Шульган-Таш с Крымскими пещерами. Стоимость строительства музея составила 298 миллионов рублей. А его открытие приурочили к началу года фундаментальных наук.