В Башкирии появятся платные парковки. Почему это важно, но почти нигде, кроме Москвы, не работает?
Платные парковки всегда вызывали резонанс в обществе, не только в России, но и по всему миру. Один из самых известных специалистов в сфере дорожного движения Дональд Шуп в свое время высказал несколько основных тезисов о платных парковках.
Мы прошлись по центру Уфы вместе с архитектором Семеном Кучеровым. Один из его профилей — это транспорт и парковки.
-Нужны ли в Уфе платные парковки?
Семён Кучеров, архитектор АБ "ПРОСПЕКТ": "Как инструмент в транспортном проектировании — это обязательная вещь. Платные парковки вводятся во всех городах. Это ограничительная мера с одной стороны, но с другой стороны улучшает транспортную ситуацию. Конечно, в Уфе это нужно. Пока нет контроля оно так и будет происходить. Сейчас в Уфе количество людей, перевезенных личным транспортом примерно равно количеству людей на общественном. Это очень напряженная ситуация. Это означает, что личных автомобилей у уфимцев очень много. Транспортная система начинает вставать в заторах и пробках. Чтобы пробки убрать и снизить напряженность, вводятся парковочные пространства. Перед этим должна вестись работа по улучшению общественного транспорта, надо создать альтернативу. Сначала альтернатива, потом платные парковки, а не наоборот. Есть и другой вариант — бесплатные парковки в первый час или 40 минут. Человек может не парковаться вторым рядом и найти свое место".
-Обязательно делать парковки платными? Может лучше сделать ее бесплатной, но усилить контроль за нарушителями?
Семён Кучеров, архитектор АБ "ПРОСПЕКТ": "Проблему неправильной парковки это решит, но бесплатные парковки расхолаживают людей. Не будет стимула быстрей освободить место. Ты можешь приехать, оставить машину на весь день, а те, кому действительно нужно быстро сделать дела не смогут припарковаться. Тут должна быть справедливость. Когда речь заходит о любых ограничениях на движение по улице или парковку, люди обычно спрашивают: "А как мне отвезти ребенка в школу или больницу?" В школу можно отвезти быстро, а можно отпустить ребенка на автобусе или троллейбусе, если у него будет безопасный путь до остановки и обратно. Это должен обеспечить город".
- Мы говорим: "Если ты отвозишь ребенка в школу или родственника в больницу, пожалуйста. Час, два парковка будет бесплатной. Но если ты едешь в магазин за продуктами, то изволь заплатить".
Семён Кучеров, архитектор АБ "ПРОСПЕКТ": "Да. И, как правило, это парковки около торговых центров, стоимость парковки подъемная".
Платные парковки могут появиться и в Башкирии. Такой законопроект рассматривают в парламенте республики. Сейчас он принят во втором чтении и ожидает третьего. В документе сказано, что в рабочее время бесплатная парковка будет таковой первые 20 минут, а возле госучреждений не менее часа. После 9 вечера и в выходные дни парковка будет бесплатной. Участники ВОВ, инвалиды также смогут парковаться бесплатно. До начала заседания нам удалось поговорить с депутатами от партии «Единая Россия» и узнать их отношение к этой инициативе.
Рустем Ахмадинуров, заместитель председателя ГС — Курултая РБ, член фракции «Единая Россия»: "Если мы хотим, чтобы люди пересаживались на общественный транспорт и чтобы не было 10-ти бальных пробок, надо об этом думать. Наша позиция такая — нам нужно правильно рассчитать, чтобы расценки не были такими дьявольскими, как в начале в Москве. Само предприятие должно быть МУП, если отдать частникам, то они начнут на этом зарабатывать".
Рустам Ишмухаметов, заместитель председателя ГС — Курултая РБ, руководитель фракции «Единая Россия»: "Все зависит от того, какие подзаконные акты будут приняты. В целом, практика мировая есть, насколько она приживется, я затрудняюсь сказать".
Ирек Ялалов, член комитета Совета Федерации по экономической политике, бывший мэр Уфы: "Аналогичные законопроекты были приняты в ряде регионов, в некоторых городах-миллионниках. Вопрос платных парковок в Уфе не то что назрел, он перезрел. Это один из этапов развития общественного транспорта в нашем городе. Это необходимо было сделать еще вчера".
Остальные фракции не разделили такого оптимизма. Мнения некоторых депутатов оказались крайне противоположными. В один момент сложилось впечатление, что закон могут не принять.
Вячеслав Рябов, руководитель фракции политической партии «ЛДПР», депутат ГС — Курултая РБ: "Мы сейчас введем платные парковки. Мы видим, что центр города в ремонтных работах: Советская площадь и т.д. К сожалению, нет альтернатив, где ставить машину. И мы опять загоняем наших граждан платить за парковку. Я предлагаю не поддерживать данный законопроект".
Дмитрий Чувилин, член политической партии «КПРФ», депутат ГС — Курултая РБ : "Прежде чем начинать с людей драть деньги, нужно позаботиться об общественном транспорте, который в Уфе не очень сильно развит. Время прибывания 20 минут — очень мало. За это время человек ничего не способен сделать в центре. Поэтому я предлагаю на этом этапе этот закон не поддерживать. Надо озаботиться о инфраструктуре общественного транспорта".
Юрий Игнатьев, руководитель фракции политической партии «Справедливая Россия", депутат ГС — Курултая РБ : "Мы как-то опять с конца начинаем. Мы сейчас давайте примем законопроект, а потом будем придумывать, как будет все это исполняться. Почему бы сначала не прописать все правила? Кто будет оператором? Частное лицо, республика, кто? У нас весь город истыкан знаками «Парковка запрещена», а сейчас еще будут платные парковки. Где мы будем машины ставить?"
Вячеслав Рябов, руководитель фракции политической партии «ЛДПР», депутат ГС — Курултая РБ: "В городском совете уже была такая инициатива. Был частный инвестор, но его «завернули». Кто будет деньги зарабатывать? Опять частные инвесторы? Вы вспомните парковки на газонах. Нам говорили, что деньги пойдут на развитие. Прошел год. Покажите хоть одну новую парковку. Ее просто нет".
Константин Толкачев, председатель ГС — Курултая РБ, член фракции «Единая Россия»: "Коллеги, очень непростой законопроект, я с вами согласен. Но что-то делать надо. Вот это состояние коллапса, когда машины не могут проехать, проезжая часть забита стоящими машинами и ни скорая помощь, ни общественный транспорт не может нормально функционировать".
Во многих странах мира платные парковки решили проблему пробок. В России такая практика тоже есть. Например, в Москве в 2020 году платные парковки принесли в бюджет более 6 млрд рублей и фактически разгрузили трафик в центре города. А вот у наших соседей не все так хорошо. В Екатеринбурге платные парковки работают с 2013 года, но там возникла проблема с передачей данных об автовладельцах от ГИБДД к администрации города.
Дмитрий Ларионов, председатель Свердловского комитета по защите прав автомобилистов (г. Екатеринбург): "Все это в каком-то запланированном режиме работало. Но, как в сказке «Ваня и волк», все это должно было рано или поздно закончиться. В какой-то момент люди поняли, что это не работает. Платные парковки перестали выполнять свою функцию через 2-3 года. Покуда не была решена проблема с передачей данных о собственниках транспортных средств, соответственно невозможно было делать эти дела фигурантами. Даже если собственник был за рулем, он совершенно спокойно может прийти на административную комиссию и сказать: «Меня не было за рулем, а кто был за рулем — это ваша задача, вы и доказывайте». Он будет абсолютно прав, потому что он не должен свидетельствовать против себя. Если вдруг когда-то администрация начнет работать в полный рост и будет привлекать хотя бы 10% всех нарушителей, то она столкнется с новыми проблемами. Сама идея платных парковок, если она сделана законно и комфортно, то я к ней отношусь строго положительно. Во-первых, действительно есть острый дефицит парковочных мест, который иначе никак не решить. Во-вторых, это хорошее решение фундаментальной проблемы, связанной с тем, что в крупных городах мест для всех личных автомобилей все равно не будет никогда".
Что касается Башкирии, то законопроект сейчас ожидает третье чтение. Платные парковки помогли десяткам крупных городов решить проблему с пробками, но пока неизвестно, сможет ли республика перенять этот положительный опыт.