В Башкирии сначала на полгода, а после и на год отложили строительство моста через Танып
Жители северных районов вот уже полгода вынуждены объезжать по разбитым дорогам сел.
Июнь: по дороге ярости
В начале лета стало известно о разрушении моста через реку Быстрый Танып в Бураевском районе. Фактически он единственный соединял напрямую дорогу в северные районы республики по трассе Уфа-Бирск-Янаул. Мост, десятилетиями остававшийся без ремонта, дал глубокую трещину прямо у основания.
«В Бураевском районе, на 162 км а/д Уфа-Бирск-Янаул вблизи н.п. Кузбаево на мосту через р. Быстрый Танып произошло разрушение асфальтового покрытия, образовалась трещина на поперечной балке. В связи с ремонтными работами на мосту с 22:00 07.06.2023 введено ограничение движения для всех видов транспортных средств. Объезд возможен через г. Нефтекамск (плечо объезда 179 км.) и через с. Верхние Татышлы (плечо объезда 155 км.)», - сообщили тогда в администрации Бураевского района.
Пост с этой новостью во «ВКонтакте» вызвал целый ажиотаж и набрал 614 тысяч просмотров, 249 репостов и 645 комментариев. В подавляющем количестве - возмущенных. Местные жители открыто признали, что мост, итак нуждавшийся в ремонте, окончательно начал оседать из-за увеличенного потока грузовых автомобилей, которые задействованы в строительстве новой Дюртюли-Ачит.
Об этом писал, среди прочих, активист Максим Опойков, заявивший, что строители возят гравий «варварски на огромных грузовиках, тем самым убивая дорожное полотно». Он также обвинил сотрудников ГИБДД и администрации Бураевского района в бездействии. Местные жители с мнением Опойкова согласились.
Тогда проблему признали и на уровне руководства республики. Глава Башкирии Радий Хабиров еще в августе 2023 года призвал усилить контроль над большегрузами, причиняющим дорогам Башкирии «страшный ущерб». Эту же мысль он озвучил во время своей прямой линии в ноябре этого года.
Примечательно, что объездные дороги, по которым жителям предложили ездить - через деревни Ваныш-Алпаутово-Алтаево-Кузбаево - были буквально разбиты и, по словам местных, «утопали в ямах и колдобинах» до такой степени, что ее прозвали не иначе как «дорога ярости». Более того, теперь время в пути увеличилось в среднем от часа до двух и выше, что также не могло радовать автомобилистов. Общая длина объезда составила 22 км (расстояние от Бураево до Ваныш-Алпаутово – 13 км, от Ваныш-Алпаутово до Алтаево – 5 км, от Алтаево до Кузбаево– 4 км).
После сотен возмущенных обращений власти приняли решение о строительстве временного понтонного моста как для большегрузов, так и легковых автомобилей.
Август: первые обещания
Лишь спустя месяц появились осторожные прогнозы чиновников Минтранса. Глава ведомства Александр Клебанов в своем телеграм-канале сообщил, что на объекте трудятся 160 человек и работа ведется в круглосуточном режиме.
«ГК «Автодор» идет в хорошем темпе. Думаю, примерно к середине сентября временный мост достроят, и движение по нему запустят», - написал тогда он.
Понтонные мосты, однако, как объяснили чиновники, были разрешены только для спецтехники строителей трассы М-12 и экстренных служб (впрочем, некоторых водителей это не останавливало). Параллельно велось строительство моста и для обычных легковушек.
Сентябрь: вниз по понтонному мосту
В сентябре мосты действительно заработали, однако, как сообщали местные жители, работали «вразнобой»: по грузовому могли проехать легковушки и наоборот. Такая разобщенность направлений сыграла в обратную: понтонный мост для легковушек начал работать с перебоями и граждане, следовавшие по янаульской трассе, вновь были вынуждены ехать в круговую через вышеупомянутые села. В Минтрансе тем временем обещали, что такая ситуация продлится не долго. Об открытии уже действующего моста власти вновь распространяться не стали.
Октябрь: «вялотекущий режим» строительства
Но, несмотря на заверения чиновников, строительство моста начало затягиваться, а временную переправу и вовсе закрыли по причине повреждения понтонного моста. Тогда местные жители сообщили, что рабочих буквально с каждой неделей на участке становилось все меньше, а строительный процесс шел в «вялотекущем режиме».
Ноябрь: «новый старый» временный мост
В начале ноября стало известно о строительстве нового временного понтонного моста вместо уже разрушенного. Движение было наконец восстановлено. Но и это не могло порадовать местных жителей. Ведь мост, по их словам, «едва ли полностью выполняет свои функции»:
«Когда уже доделают временный мост через реку Быстрый Танып в селе Бураево? Понтонный мост своей функции толком не выполняет, то ломается, то уносит его. Постоянные очереди из машин по 50 штук. Народ мучается – бураевские и из соседних районов. Объездные дороги тоже все убитые. Что через Татышлы, что через Дюртюли», - писали местные жители в социальных сетях.
Тем временем подрядчик, наконец, прокомментировал затяжные сроки открытия моста. По словам представителей ГК «Автодор», капитально отремонтировать его не позволяет «отсутствие в наличии у заводов-изготовителей барьерного и перильного ограждения».
Декабрь: строительство затянется на годы
На 10 декабря в Минтрансе Башкирии отчитались о завершении лишь части работ.
«Окончены работы по устройству пролетного строения с укладкой дорожных плит, отсыпаны подходы из грунта на левом и правом берегу, уложен слой основания из щебеночной смеси конструктива дорожной одежды. Продолжаются работы по забивке двутавров сопряжения моста с насыпью, далее будут выполнено устройство переходных плит сопряжения моста», - прокомментировали в пресс-службе Минтранспорта.
И также добавили, что лишь после этапа вышеперечисленных работ строители приступят к устройству перильного и барьерного ограждения.
Чиновники сообщили, что о завершении всех работ пока говорить, увы, не приходится. Впереди - конкурсные процедуры на выбор нового подрядчика, заключение контракта и ожидание бюджетных средств на строительство.
«После утверждения распоряжения правительства республики и доведения бюджетных ассигнований, будут проведены конкурсные процедуры для заключения государственного контракта на разработку проекта и последующих строительно-монтажных работ. Срок выполнения проектно-изыскательских работ составит не менее года, срок строительно-монтажных работ не менее двух лет», - сообщила завсектором по связям с общественностью Управления дорожного хозяйства Башкирии Альбина Гильмиянова.
Министр транспорта Башкирии Александр Клебанов признал, что неоднократный перенос сроков завершения строительства временных объектов связан с задержкой поставки необходимых для забивки мостовых опор и дальнейшей укладки мостовых плит.
Сегодня, 15 декабря, очередная переправа была открыта лишь для грузового транспорта - для перевозки инертных материалов.
Местные жители, итак устав от обещаний властей и затяжного открытия моста, к новости относятся скептически. Люди решили действовать сообща и в социальных сетях создали группу, посвященную строительству моста. В ней состоят более двух с половиной тысяч человек. Каждый день они делятся информацией об объездных путях и состоянии дорог в селах.
«Опять получается, что ведомство направляет ответ, что идет работа на объекте, которая на самом деле не ведутся!», - пишет Айгуль З.
«Срывов по сути то и нет, потому что они их сдвигают ссылаясь на недостаток рабочих рук, или же технических средств, ну а сейчас еще и зима. Очевидно, раньше весны моста нам не ждать… А ведь обещали открыть 1 сентября!» - восклицает Ришат М.
«Мост через крохотную речушку строят со срывами больше полугода, а теперь еще и на год откладывают открытие! В Китае бы работы завершили за два дня!» - пишет с возмущением Альфия Х.
Читайте оперативные новости в нашем телеграм-канале: https://t.me/utvufa