В центре Уфы ради машин снова сузили 70 метров тротуара
В Уфе продолжается капитальный ремонт бульвара Ибрагимова. В 2021 году рабочие должны заменить бордюры, обустроить ливневую канализацию и водопровод, уложить асфальт. А вот нанесут разметку и установят светофоры уже в следующем году. Цена контракта — 266 миллионов рублей. Неудобства во время ремонта — дело обычное. Большинство жителей относится к ним с пониманием. Но иногда рассыпанный по дороге гравий или овраги вокруг бордюров вызывают у людей праведный гнев.
Ксения Умярова, уфимка: «У нас нет вообще такой культуры, когда ремонтируется фасад здания или дорога, по технике безопасности нужно поставить какие-то знаки».
Уфимка Ксения Умярова каждый день сталкивается с непростым квестом — преодолением бульвара Ибрагимова. Приключения начинаются с самого его начала. Осилить пешеходный переход с детской коляской — миссия практически невыполнимая.
Ксения Умярова, уфимка: «Просто перехожу дорогу и под конец пешеходного перехода я вижу — там все перекопано. Мне надо как-то быстро выпендриться, поднять коляску и ребенка, чтобы пройти».
Приключения продолжаются. Надо преодолеть заезд во двор. И тут без помощи еще одного человека не обойтись. А вот бросить вызов тротуару с разобранной плиткой мамы с колясками не решаются и выходят прямо на дорогу.
Ксения Умярова, уфимка: «Вот, смотрите. С того опасного места, где пешеходный переход упирается в перекопанные бордюры, мы прошли двести метров. Мы несколько раз коляску несли [на руках]. Что нас ждет дальше? Давайте попробуем».
А дальше — перекресток бульвара Ибрагимова и улицы Пархоменко. Центр города. Разбитые тротуары, горы песка и постоянный риск. С детской коляской на тротуар попасть непросто — проще остаться на проезжей части и здесь дождаться зеленого сигнала светофора. Да и пешеходам, перепрыгивающим через эти овраги, нужно выдавать значки ГТО. При этом Ксения не против ремонта дороги. У нее вопросы вызывает организация процесса.
Ксения Умярова, уфимка: «Мы прошли по той стороне. Я думаю, может я не ту сторону выбрала, всякое бывает, может по другой стороне надо идти. Мы переходим сюда. И пешеходная дорога просто кончается. Тротуар весь перекопанный. Там валяются палки, кирпичи. Люди идут рядом с машинами».
Около дома №84 по бульвару Ибрагимова тротуар как будто пережил ядерный удар. К тому же его сузили на несколько десятков сантиметров. Совпадение, но в этом доме располагается Управление коммунального хозяйства и благоустройства и Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений. С такой же проблемой столкнулись жители домов по улице Мингажева. Там в некоторых местах тротуар сжался до 80 сантиметров. Эксперт в сфере транспорта Олег Арефьев объяснил нам, почему борьба жителей за лишние сантиметры на пешеходной дорожке бесполезна. Уфимцы обращаются с жалобами в мэрию, на что им, как правило, отвечают, что на другой стороне дороги есть полноценный тротуар и смысла расширять узкую дорожку нет, либо ссылаются на нехватку денег. Дальше можно обратиться в прокуратуру.
Олег Арефьев, эксперт в сфере транспорта: «Прокуратура проверяет. Да, пешеходная дорожка не соответствует ГОСТу. Пишет мэрии предписание. У них этих предписаний стопка — по ямам, по дорогам. Дальше зависит от настроения [мэрии]. Могут написать, что денег нет, планируем выполнить все до 2026 года. Прокуратура получает ответ. Она спокойна, она свою работу сделала. А что там будет в 2026 году? Выполнят, не выполнят...».
Если борьба за сантиметры тротуара напоминает «cизифов труд», то организовать безопасный ремонт дороги можно. Но для этого нужна «культура ремонта», а с ней в России серьезные проблемы.
Артур Бикмухаметов, глава уфимского отделения НКО «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца»: «Судя по тому, как у нас ремонтируют улицы, складывается впечатление, что у нас в целом нет культуры ремонта улиц. Строители приходят с мыслью — у нас здесь стройка, а вы тут как хотите. Это не про заботу о жителях».
Ремонтируют улицы не только в России. Вот, например, Нью-Йорк. Даже ограждения выставили, а стройматериалы бережно накрыли тентом. А так выглядит ремонт в Мюнхене — перекапывают не все сразу, а участками. Какие меры для обеспечения безопасности предприняли при ремонте бульвара Ибрагимова и почему сузили тротуар, мы спросили у компании-подрядчика. В «Дортрансстрое» приняли наш запрос и обещали связаться, но ответа мы не получили. В администрации Уфы нам сообщили, что тротуар сузили, чтобы «довести проезжую часть до нормативного состояния». Видимо, это обязательно нужно делать за счет пешеходов. Пешеходные дорожки станут меньше на протяжении 70 метров бульвара Ибрагимова. В мэрии подчеркнули, что «все работы ведутся согласно проектно-сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы». А пока же пешеходы и автомобилисты вынуждены лавировать между разбитыми тротуарами.