В чем отличие памятников Салавату Юлаеву и Шаймуратову?
Чем отличаются конные памятники Салавату Юлаеву и Минигали Шаймуратову и какое архитектурное наследие имеет Уфа? На эти и многие другие вопросы студентов ответили создатели скульптуры командиру 112 Башкирской кавалерийской дивизии на Советской площади.
Геннадий Правоторов, народный художник РФ: «Главным символом и знаком была конная статуя Салавату Юлаеву и он так и остаётся, потому что он и в гербе есть. Я так понимаю, теперь возник другой символ, это не значит, что устраняющий предыдущий. Он на другую тему, там глубинная история, можно сказать. А здесь монумент отражает тоже вековые связи и они отражены в барельефах. Помимо всех достоинств идейных, получилось очень гармоничное и грамотное решение этого комплекса».
Над созданием скульптуры работали известный российский скульптор Салават Щербаков и уфимский архитектор Константин Донгузов. Вместе они пытались найти баланс пропорций, чтобы объект вписался в ансамбль Советской площади.
Константин Донгузов, заслуженный архитектор РБ: «Творческие дискуссии, конечно, постоянно происходят, обсуждается большое количество вариантов. То что вы сегодня видите, это результат огромного перебора и подгона, собственно говоря, и под масштаб. Нам было важно найти размер и как скульптура сядет по отношению к силуэту площади. Всё это задачи, которые Салават Александрович [Щербаков] просто, таким могучим своим талантом, так сказать, вырулил на такую высоту, который делает сегодня этот памятник, ну таким, одним из лучших конных памятников в России. Я очень счастлив и горд тем, что я работал с таким великим мастером».
Как рассказал заслуженный художник России Геннадий Правоторов, мемориальный комплекс, посвященный Минигали Шаймуратову в Уфе, вполне может претендовать на звание самого значимого объекта в современной истории страны.
Геннадий Правоторов, народный художник РФ: «Прекрасные памятники, но даже этот Салават Юлаев, он замыкается сам себе, он уже. Здесь, если бы не было этой колоннады, памятник прекрасно выполнен на постаменте в своих пропорциях. Но эта колоннада расширила качество этого памятника и, действительно, я, например, не могу найти примера, равного ему по комплексному решению. Так что, Уфа обладает таким вот замечательным, грамотным по исполнению и мастерству монументом».
На встречу со скульпторами пришли студенты архитектурных факультетов из разных уфимских вузов. Создатели памятника поделились своими секретами и рассказали о технологиях, которые применялись при изготовлении объекта. Обладая этими знаниями, уже будущие архитекторы будут определять, как в дальнейшем будет выглядеть Уфа.
Салават Щербаков, скульптор, народный художник РФ: «Я бы рецептов не давал, что вот я бы считал, чтобы там были такие-то проспекты и вертикальные стеклянные дома. Это сложный организм и уважение к его саморазвитию. Мне очень нравятся деревянные маленькие дома, у которых своя жизнь, есть дореволюционные, красные, есть советские и вообще, современная архитектура тоже во многом очень даже. Есть парки, душа города и река она есть. Я скорее бы поинтересовался здесь, какие планы к развитию. То есть я рецептов вряд ли дам, потому что это будет слишком самонадеянно».
Как рассказали скульпторы, Уфа смогла их удивить своей атмосферой, архитектурой и в первую очередь жителями.