В чём смысл арт-объекта на «Центральном рынке» в Уфе? Архитекторы и горожане о том, зачем он нужен

21 мая в 15:22
Авторы из Москвы изучили башкирскую культуру и придумали саму концепцию.

На Центральном рынке скоро появится новый арт-объект. Конкурс на лучшую концепцию администрация Советского района Уфы объявила ещё в середине марта. Дедлайн несколько раз переносили, и на днях в мэрии объявили, что лучшим проектом признали стелу «Тепло рук». По мнению жюри, именно этот проект был наиболее профессиональным.

 

Раньше на этом островке посреди развязки находилась клумба, потом несколько лет стоял рекламный щит. Новый арт-объект по замыслу должен отражать ценности единства, семьи и дружбы.

UTV связался с Ильёй Ищенко и Владимиром Васильевым. Авторы из Москвы разработали стелу «Тепло рук», для этого они изучили башкирскую культуру и придумали саму концепцию.

 

Владимир Васильев, архитектор проекта: «В традиционных башкирских орнаментах преобладает ромбовидная структура, и мы подумали, что можно связать этот проект с этими символами. Они обозначают дружбу, семью, но в основе всегда лежит ромб. Вторая позиция — необходимость скульптуру реализовать просматриваемой с разных сторон, чтобы она не была монотонной. После этого родилась пространственная трактовка — две сложенные ладони с разных улиц воспринимаются по-разному».

 

Эвелина Бронникова, корреспондентка: «Трубы — необычный материал для арт-объекта. Как считаете, не будут ли эти трубы создавать какой-то шум, когда ветер будет в них задувать?»

 

Владимир Васильев, архитектор проекта: «Есть подобная инсталляция где-то в Шеффилде. Чтобы объект из труб звучал, нужно использовать трубы чуть большего сечения и располагать их так, чтобы они со всех сторон улавливали поток ветра. Здесь они повёрнуты таким образом, чтобы по розе ветров, которая преобладает в Уфе, они стояли не вдоль направления ветра, а поперёк».

Кроме того, из «Тепла рук» будут звучать национальные башкирские мелодии. Но пока непонятно, как это воспримут местные жители и автомобилисты.

 

— Если не в ночное время, то жители, думаю, не будут против.

— Это патриотизм к Башкирии поднимет.

— Конечно, хорошо получится, это же центр города!

— Насчёт музыки — не знаю, тут и так шумно, посмотрите как.

 

Эвелина Бронникова, корреспондентка: «В некоторых случаях арт-объекты либо не вписываются в городскую среду, либо каким-то образом её портят. Как вы считаете, удастся ли на практике вписать стелу в образ города?»

 

Илья Ищенко, менеджер проекта: «Современный нейтральный подход. Если бы это было что-то кричащее, цветное, выделяющееся из общей среды — много исторических зданий вокруг. Мы не хотели нагружать существующую застройку».

 

По мнению команды, такие арт-объекты должны расширять границы мышления, но это невозможно без активного участия. Архитектор Владимир Васильев хотел бы, чтобы все конкурсные работы вынесли на суд обычных горожан.

— Как вам кажется, чем заменят рекламную конструкцию?

— Памятник какой-нибудь!

— Не знаю, не думал никогда.

— Фонтан — и то лучше.

— Наверное, какие-нибудь часы. Раньше тут были часы, их не хватает.

 

Вместо стелы здесь вполне мог появиться мини-сквер. Такая концепция заняла второе место. Сквер должен был соединить тротуар и островок посреди развязки. Местным дизайнерам идея показалась интересной. Но этому проекту повезло меньше.

 

Эвелина Бронникова, корреспондентка: «Недавно "КоммерсантЪ" делился мнением уфимских дизайнеров по поводу вашей работы, и они отмечали высокий уровень профессионализма. Какие объекты, по-вашему, украшают город и на что следует равняться?»

 

Илья Ищенко, менеджер проекта: «Сильно большие по масштабу, но схожие по функционалу — точка притяжения — чикагский Клауд-Гейт, я считаю, что любой привлекательный для туристов город должен обладать музейными пространствами и арт-френдли территориями. Если говорить про любимую Москву — то, что делают с ГЭС-2, более классическое — Парк Горького».
 

Никогда нельзя забывать о нюансах самой реализации. Как будет выглядеть уже готовый арт-объект — вопрос другой. Любое искусство призвано менять шаблоны мышления, а местные жители могут быть просто к этому не готовы.

 

На этапе реализации с авторами концепции будут поддерживать связь: их включили в рабочую группу. А в мэрии Уфы рассказали, что сроки воплощения объекта в жизнь пока не определили. А пока на островке земли посреди развязки по-прежнему красуется столб от надоевшего всем рекламного щита.