В Уфе начали устанавливать киоски с дизайном от Артемия Лебедева. Почему предприниматели недовольны?
Егор Полтарыхин, корреспондент: «К своему 450-летнему юбилею Уфа должна получить дизайн-код - набор правил и рекомендаций проектирования, которые помогут сформировать единый стиль города. Сперва городские власти решили привести к единому виду нестационарные торговые объекты, а проще говоря - ларьки на улицах».
Первая информация о том, что внешний вид торговых точек должен поменяться, появилась в начале года. Тогда их владельцам представили новый концепт, который не сильно понравился сообществу предпринимателей. Радости не прибавил и тот факт, что сделать это нужно за свой счёт.
Егор Полтарыхин, корреспондент: «Такой ларёк, я считаю, не выглядит отталкивающе. По бокам он украшен деревянными реями, а спереди - орнаментом. Внутри вполне себе достаточно места, чтобы разместить кофейню или добротную чебуречную. Беспокойство вызывает только орнамент, который не выглядит очень надёжным».
Ильдар Ягафоров, практикующий юрист: «Такой дизайн достаточно неудобен. В нём используется слишком много дерева. И в данном случае за деревом, когда оно находится на улице, нужно хорошо ухаживать. Такой объект нужно раз в месяц очень хорошо мыть, чтобы он не превратился в кусок пыли».
Егор Полтарыхин, корреспондент: «В итоге единый дизайн-код для Уфы разработала студия известного дизайнера Артемия Лебедева. Весной этого года уфимцам показали, как будут выглядеть маленькие магазинчики. А сейчас их уже начали устанавливать. Пока что больше всего новых ларьков я заметил на улице Первомайской».
Сам Лебедев гулял по Уфе ещё с прошлым мэром города Сергеем Грековым в 2021 году. В 2022 году он бывал в столице Башкирии на день города. После этого об Уфе он сказал так:
Артемий Лебедев, дизайнер: «Уфа ещё лет десять назад была довольно пыльным и довольно непривлекательным городом. Сейчас она с каждым годом становится всё лучше и лучше. Там уже есть чего поделать».
В Черниковке мы насчитали около шести торговых точек с новым дизайном. Во всём остальном городе их не так много. Поговорив с юристом Ильдаром Ягафоровым, который работает с сообществом предпринимателей, мы узнали, что появляться они будут хаотично. Всё из-за перехода на новый договор между предпринимателями и властями города.
Ильдар Ягафоров, практикующий юрист: «Предметом старого договора был кусок земли. А сейчас, по новым договорам, предоставляется место для размещения НТО. К вам не придут и не скажут менять дизайн. К вам придут и скажут: «Убирай киоск. Либо меняй формат». А переход в новый формат уже означает, что вы обязаны менять дизайн. Сейчас очень активно провоцируют предпринимателей муниципальные органы и Министерство земельно-имущественных отношений, направляя им уведомление об одностороннем отказе от договоров аренды».
Егор Полтарыхин, корреспондент: «На сайте студии говорится, что цвет для объектов специально выбрали нейтральный, чтобы их было проще вписывать в современную застройку. Но отличия от изначального проекта всё-таки есть. Например, крышу у маленьких магазинов делают не покатой, а плоской. А у ларька, который ещё не занят собственником, можно увидеть стены, сделанные из ДСП-плит».
Возможно, это из-за того, что владельцы магазинов сами определяют, из каких материалов за сорок пять дней будет выполнен ларёк. Одно из условий нового договора — торговый объект должен соответствовать разработанной концепции. Но в этом кроется и новая сложность. Со слов юриста, сейчас в Уфе нет органа, который утверждал бы эту схожесть. Поэтому в будущем у предпринимателей могут появиться новые сложности.
Ильдар Ягафоров, практикующий юрист: «Может быть, внутренний план у Минзема есть. Но этими планами с предпринимателями не делятся. Есть статья 610 Гражданского кодекса. Арендодатель вправе отказаться от договора. Но он обязан предупреждать об этом за три месяца. В таком случае у предпринимателя будет время. Он сможет принять решение: уходить или оставаться на этом месте в новом формате».
Администрация ГО г. Уфы: «Решать проблему «устаревших» нестационарных торговых объектов в городе планируется поэтапно, давая возможность предпринимателям модернизировать свои объекты взамен на получение твердых и долгосрочных прав. На сегодняшний день 88 НТО по городу Уфе привели внешний вид в соответствие с утвержденными эскизами типовых НТО. В целях актуализации данных по объектам, нуждающимся в реконструкции, представителями районов проводится дополнительная ревизия НТО в разрезе по улицам города. Уполномоченным органом по заключению договоров на размещение в городе является Управление наружной рекламы и информации города Уфы. Соответственно контроль за соблюдением условий по договорам на размещение НТО и соответствием аукционной документации осуществляется данным учреждением».
Не желая называть точную цифру, один из предпринимателей во время съёмок сказал, что такая «обновка» сильно бьёт по карману. К тому же дизайн-код касается ещё и ярморочных и обычных павильонов, летних террас и автомастерских. В кабинете юриста прозвучала версия о том, что, готовясь к юбилею Уфы, власти города ещё до конца 2023 года решат вопрос и сделают киоски одинаковыми.