В Уфе открылась выставка скульптора из Ямала, который режет по костям животных
Кирилл Никифоров, мастер резьбы по кости: «Моя цель - научить ваших детей и педагогов работать с новым материалом, с которым работаю я. С материалом, который у вас есть и который буквально лежит у вас под ногами».
Ямальский художник Кирилл Никифоров говорит не о кварце, малахите или яшме, с которыми работают обычные скульпторы. Речь идёт о костях, с которыми работает резчик. Резьбе по останкам животных мужчина учился ещё в Башкирии, а позже уехал на Ямал.
Кирилл Никифоров, мастер резьбы по кости: «Мне всегда было интересно это древнее и редкое искусство. Это самый первый вид декоративно-прикладного искусства, которым начал заниматься человек. Ещё кость - это самый долговечный материал. Наверно, это меня в нём и привлекло».
Считается, что русская резьба по дереву зародилась в древнем Новгороде. Таким промыслом всегда занимались единицы. Во-первых, резьба по кости дороже ювелирного дела, а во-вторых, говорит Кирилл, привыкнуть к кости сложнее, чем к металлам.
Кирилл Никифоров, мастер резьбы по кости: «Можно сказать, что у вас в Башкирии вообще не было мастеров. Был только Геннадий Березин из Белебея и появился Валерий Иванов. Кость - дорогая и сложная в обработке. Чтобы заниматься таким искусством, нужно в него вкладываться. Косторезный промысел грязный, сложный, да ещё и запахи издаёт неприятные. Как в кабинете у стоматолога, но в большем количестве. К этому нужно привыкнуть».
Ряд работ художник Никифоров привёз в Национальный музей Башкирии. Там он устроил выставку, о которой мечтал ещё во времена студенчества. С её помощью Кирилл не только демонстрирует народный промысел Севера, но и пытается породить новых мастеров в нашей республике.
Альбина Ярмуллина, генеральный директор Национального музея РБ: «Такие межмузейные выставочные проекты дают больший доступ к культурному наследию народов России. И мы узнаём, какие косторезные традиции сохранились у малых народов страны».
Кирилл Никифоров, мастер резьбы по кости: «Знаете, у художников бывает застой, когда он всему научился и всё умеет. Но есть такое направление, которым вы никогда не занимались. Его нужно передавать. Нужно вас научить. И в вашем искусстве будут ваши традиции. И я надеюсь, что буду приезжать, чтобы учить ваших детей, студентов и педагогов».
На выставку и встречу с коллегой приехал и мастер из города Октябрьский Валерий Иванов. Он рассказывает, что резьбой занимается 5 лет и за всё это время в Башкирии не встретил ни одного коллеги по цеху.
Валерий Иванов, мастер резьбы по кости: «Может быть, что они и есть где-то. Но они себя не афишируют и просто сидят по домам. Я вот сколько езжу на выставки на ВДНХ, и ни разу не видел ни одной подобной работы. Я общался с сотрудниками ВДНХ и мне сказали, что таких мастеров просто нет».
К слову, одна работа Никифорова навсегда останется в Национальном музее Башкирии. Кроме костей домашнего скота, резчик использовал в ней останки и давно вымерших животных.
Кирилл Никифоров, мастер резьбы по кости: «Эта работа называется «Из глубины веков». Она выполнена из северных материалов - из бивня и челюсти мамонта. И уже из башкирских материалов - коровьих, козьих и бараньих рогов, которые я привёз из Ермекеевского района Башкирии».
Несколько мастеров в Уфе точно могут остаться - три дня после выставки резчик с Ямала будет обучать студентов Уфимского художественно-гуманитарного колледжа. Познакомиться с новым для Башкирии искусством можно будет на протяжении целого месяца - выставка покинет национальный музей республики только 18 февраля.