В Уфе поставят оперу «Евгений Онегин». В чём особенность постановки и когда премьера?
Оперу Чайковского «Евгений Онегин» по одноимённому произведению Пушкина ставили на разных сценах бесчисленное количество раз. С каждым прочтением классический сюжет о любви, гордости и лишних людях немного меняется — иногда, к примеру, Татьяна пишет SMS-сообщения или эмейлы. Но сама по себе опера — тоже одна из интерпретаций, которая отличается от романа в стихах. Её премьера состоялась в 1879 году, а зрители и режиссёры по-прежнему находят в ней нечто новое и современное.
Ляйсан Сафаргулова, режиссёр оперы «Евгений Онегин»: «Мы в первую очередь отталкиваемся от оперы, и у нас главный герой немного смещается. Чайковский с большой любовью подошёл к Татьяне, и её темы сквозят во всём произведении. Это персонаж, через призму которого мы рассматриваем весь спектакль».
Именно этой постановкой Башкирский театр оперы и балета завершит сезон в 2022 году. Режиссёр Ляйсан Сафаргулова рассказывает, что революционных визуальных решений на сцене не будет. Фокус сместится в психологическом плане, и зритель посмотрит на происходящее больше глазами Татьяны, чем Онегина.
Олеся Мезенцева, солистка Башкирского театра оперы и балета: «Я играю Татьяну Ларину, юную девушку на выданье, которая немного запоздала. Я свою героиню вижу девушкой, которая живёт в мире фантазий: читает романы, разные сонники. Она будто не от мира сего, немного лишний человек. Но наш режиссёр видит героиню немного по-другому, поэтому будут непривычные для зрителя и этого персонажа действия и чувства».
Одно из проявлений эпохи, в которую происходит действие — это костюмы.
Иван Складчиков, главный художник Башкирского театра оперы и балета: «Чайковский писал эту оперу в конце XIX века, поэтому мы ушли от ампирных платьев, которые заложены изначально, и пришли к платью в начале 1850-х годов, это эпоха кринолинов, а заканчивается история в 70-х годах, в эпоху тюрнеров. История начинается в одних костюмах, а заканчивается стилево в совсем другое время».
Но самое главное в новой постановке — это показать современность истории не внешними атрибутами, а внутренним отношением. Задача режиссёра — не приблизить оперу к аудитории, а наоборот — аудиторию как бы «подтянуть» к новому «Евгению Онегину».
Ляйсан Сафаргулова, режиссёр оперы «Евгений Онегин»: «Современный зритель уже немного "наелся" различных трактовок и переносов, где Татьяна пишет SMS или отправляет письма по электронной почте. Но это никак не меняло того, что происходит между персонажами. Для зрителей, которые нечасто ходят в театр, опера — что-то далёкое, что-то на котурнах и никак не связанное с жизнью, мы же хотим сделать персонажей живыми и современными в их реакции на события».
Сейчас образы героев и отношение артистов к ним меняется чуть ли не каждый день — впереди ещё много репетиций. А саму премьеру уфимцы увидят 4 и 5 июля на сцене Башкирского театра оперы и балета.