В Уфе при ремонте улицы тротуар сузили до 80 сантиметров ради расширения парковки. Как так вышло?
Ремонт дорог зачастую превращается в опасный квест, в котором пешеходам надо преодолеть разрушенные тротуары, перепрыгивая через горы земли и песка. Именно этим займется каждый, кто отправится на улицу Мингажева в Уфе. К ремонту приступили в конце июля. Стоимость контракта составила более 36 миллионов рублей. Завершить все работы надо к 30 сентября. За это время подрядчик должен уложить асфальт, установить новые бордюры, провести озеленение и нанести разметку, а также отремонтировать тротуары. Только пока весь ремонт — это их сужение.
Наиболее сильно тротуары «растаяли» около дома №129 по улице Мингажева. По ГОСТу минимальная ширина пешеходной дорожки должна быть не менее одного метра. Посмотрим, сколько здесь. Ровно 80 сантиметров. Но справедливости ради надо отметить, что это место — единственное. Дальше тротуар расширяется до трех метров. Там, где начинаются зеленые насаждения, он снова сужается до 120 сантиметров. Это критерий ГОСТа. Но даже визуально проход кажется узким. У некоторых групп населения передвижение по этой территории вызовет сложности.
Владельцы и арендаторы магазинов, которые расположены на первых этажах, настроены пессимистично. По их словам, выручка с начала ремонта упала наполовину. Люди просто не выходят на эту кривую дорожку. А те нехитрые сооружения, которые помогают людям не утонуть в горячем песке, поставлены за счет магазинов.
Марина Марсовна, арендатор торговой площади: «Вот нам сломали подъемник для инвалидов. Зацепили экскаватором. Мы начали с ними переговоры по этой теме. Они нам сказали, что закрепят его после того, как начнут класть асфальт. Но когда это будет?»
По словам Марины Марсовны, ремонт идет не самыми быстрыми темпами — обычно на объекте замечают трех-четырех рабочих и экскаватор. На пике здесь было восемь трудяг. На момент съемки на участке от улицы 8 Марта до Революционной мы насчитали четырех человек.
Марина Марсовна, арендатор торговой площади: «Такое недопустимо в центре города. Я не знаю… Это неправильно. Вчера их руководитель был. Он сказал, что у них время еще есть, максимально быстро [работаем]. Они еще нигде так быстро не работали».
Мы обратились за комментарием в мэрию. Мы рассказали чиновникам о самом узком месте, где от тротуара осталось 80 сантиметров, и спросили, с чем связано сужение дорожки. Нам ответили, что сделали это ради деревьев, а именно «для устройства бордюрного ограждения приствольного пространства» вокруг них. Речь про эту конструкцию. Правда, как это относится к самому узкому месту тротуара - непонятно.
Мэрия Уфы: «Оформление приствольного пространства бортовым ограждением проводится с целью улучшения аэрации и поступления влаги для беспрепятственного развития корневой системы зеленых насаждений. Ограждение приствольного пространства зеленых насаждений будет проводиться на всем участке проведения ремонтных работ».
В описании объекта закупки в графе «Ремонт бортовых камней» указано их количество — более четырех тысяч погонных метров. Длина участка: один километр триста метров. То есть, чтобы положить бордюры вдоль дороги в обоих направлениях нужно около трех тысяч погонных метров. Видимо, оставшиеся бортовые камни возьмут в квадрат деревья на этой улице. При этом есть и другие варианты — разбить цветник или клумбу, насыпать гальку или гравий. Сужают тротуары не только в Уфе, но и в других городах. Что могут сделать пешеходы и почему «дорожники» могут взмахом ковша экскаватора расширять проезжую часть? Об этом мы спросили у эксперта в сфере транспорта Олега Арефьева.
Олег Арефьев, эксперт в сфере транспорта: «Даже при наличии кучи ГОСТов — как тротуар должен располагаться, какой вид должен быть, цвет, наклон, какими бордюрами надо огородить… Их [ГОСТы] никто исполнять не обязан».
По словам нашего собеседника, неравнодушные уфимцы обращаются с жалобами в мэрию на узкие тротуары, на что им, как правило, отвечают, что пешеходные потоки там ниже необходимого и смысла расширять их нет, либо ссылаются на нехватку денег. Дальше можно обратиться в прокуратуру.
Олег Арефьев, эксперт в сфере транспорта: «Прокуратура проверяет. Да, пешеходная дорожка не соответствует ГОСТу. Пишет мэрии предписание. У них этих предписаний стопка — по ямам, по дорогам. Дальше зависит от настроения [мэрии]. Могут написать, что денег нет, планируем выполнить все до 2026 года. Прокуратура получает ответ. Она спокойна, она свою работу сделала. А что там будет в 2026 году? Выполнят, не выполнят...».
Олег Арефьев убежден, что привести в порядок тротуары — задача города. Горожане лишь могут звонить во все колокола, чтобы общественность обратила на них внимание. Напомним, в 2021 году в Башкирии на ремонт дорог планировалось направить более 26 миллиардов рублей.