В уфимских катакомбах открылась выставка. Что скрывают Дудкинские штольни?

12 июля в 22:38
И может ли подземелье стать лучшим андерграундным музеем в стране?

 

 

Чёртово городище — археологический памятник в восточной части Уфы на правом берегу реки Уфимки, на территории санатория «Зеленая Роща». Это место известно также под названием «Лысая гора». История одного из самых загадочных мест в городе насчитывает несколько веков.

 

Павел Егоров, историк города Уфы: «Дело в том, что начиная с XIII века эти земли Южного Урала входили в состав Золотой Орды, огромного степного полукочевого государства, которое в свое время разделилось посредством феодальной раздробленности на государства. Тут и Синяя Орда, и Большая Орда, и условно Золотая Орда, и Казанское ханство, Астраханское, Сибирское и Ногайское».

 

Неподалеку от Лысой горы располагаются Дудкинские штольни. Это разветвленные пещеры, которые заканчиваются обвалом. Когда-то здесь добывали горные породы, но в 50-е годы катакомбы забросили, а место стало точкой притяжения для любителей острых ощущений.

 

Павел Егоров, историк города Уфы: «Эти штольни образовались, начиная с XIX века, когда потребовался камень для строительства, уже в русский период истории Уфы, когда Уфимское купечество, мещанство, заводчики, камнедобытчики постепенно начинают вырубать в Лысой горе наиболее ценные крепкие породы камня».

 

Если раньше штольня служила источником строительного ресурса, то сейчас деятели искусства хотят, чтобы заброшенные катакомбы приобрели и культурный смысл: внутри одной из пещер открылась картинная галерея.

 

Артем Шарафутдинов, арт-меценат, создатель фестиваля стрит-арт искусства в Уфе: «Многие художники откликнулись, даже российские художники: здесь есть работы московских художников, которые присылали нам картины для этой выставки. Очень большое выставочное пространство, много андерграундного духа в этой истории. Три года назад появилась идея сделать здесь музей, и это может быть самой интересной достопримечательностью города Уфы, потому что аналогов таких музеев нет нигде, пещера интересная, она расположена в центре города, легко добраться очень».

 

Картины, инсталляции и многое другое. Частью выставки стали более 50 разных деятелей искусства, и это не предел. По словам организаторов, отклик на идею получился колоссальный — смонтировали еще не все, а работ в катакомбах станет больше.

 

Олег Кайбышев, художник: «Это пчелки, они сегодня поедут на пасеку. У них тут вентиляция, подсветка и мед. Мы тоже как-то так скучиваемся где-то, в городах, например. В обычную галерею приходишь, заходишь в дверь, смотришь картины. А здесь такая совсем своя, какая-то особенная, атмосфера! И если это место развить, то это будет такой туристической, очень мощной точкой в городе. Как стрит-арт, который в своё время покорил сердца, потому что он был необычный, вот и это тоже сможет».

 

Вход в катакомбы закрывали и кирпичной кладкой, и железной решеткой для безопасности любопытных жителей, поскольку ранее в штольнях случались обвалы. Организаторы выставки консультировались с инженерами, которые говорят, что в подземельях есть безопасные места. В них можно сделать общественные места, будь то музей андеграундного искусства или концертная площадка. Для их создания нужна помощь инвесторов.

 

Артем Шарафутдинов, арт-меценат, создатель фестиваля стрит-арт искусства в Уфе: «Площадка для проведения конференций или может быть ресторанчик появится винный, потому что температура в этих катакомбах идеально соответствует для хранения хорошего вина. Или музей горнозаводского дела, потому что у нашей республики огромная история в области горнозаводского дела, и у нас нет какого-то музея, который бы отражал эту историю. Это пространство хорошо бы ее подчеркнуло».

 

По разным оценкам в Уфе насчитывалось около 20 штолен. Сегодня известно только о пяти из них, и все находятся в заброшенном состоянии, поэтому спасатели не рекомендуют их посещать. Однако эксперты в области спелеологии и инженерии считают, что при должном укреплении из темных подземелий можно сделать уникальные туристические места, которые, быть может, даже получат статус памятников истории.