В уфимском транспорте установили валидаторы для оплаты проезда. Останутся ли без работы кондукторы?
Белый экранчик загорелся зелёным — это значит, что новый валидатор принял оплату. Такие устройства в тестовом режиме появились в автобусах 75-го маршрута, которые едут практически через весь город.
Павел Аверьянов, директор филиала ГУП «Башавтотранс» УПАТП №1: «25 единиц установили. Сейчас мы этот маршрут раскатываем уже больше двух недель. Положительные моменты только сейчас начинаем фиксировать. Это сразу же бесконтактная оплата любыми видами карт. Мы видим в онлайн-режиме пассажиропоток. И это бескондукторная оплата. Программа самообучающаяся. Раньше дети проходили, как взрослые пассажиры. Сейчас устранили это».
Теперь транспортная компания может здорово сэкономить на зарплате кондукторов. Да и во время пандемии человек, который за смену контактирует с десятками пассажиров, совсем не нужен. Вот только бороться с «зайцами» с помощью одной установленной в салоне камеры не очень-то сподручно.
Артур Бикмухаметов, водитель: «Вообще, очень удобную штучку поставили. Не нужно отвлекаться от дороги теперь. Но бывает и такое, что не прикладывают карту и выбегают. Не без этого».
Егор Полтарыхин, корреспондент: «По задумке новые валидаторы должны работать так: я захожу в автобус, оплачиваю проезд и водитель отдаёт мне билет. Но всё дело в том, что сделать это можно и в начале поездки, и в конце, и даже в середине. А находятся и те, кто этого не делает вовсе. Поэтому теперь изредка приходится полагаться на совесть пассажиров».
Оплачивать проезд самостоятельно — несомненно удобно. Но за время нашей поездки от ТЦ Парус до Планеты пассажиры автобуса чаще всего рассчитывались по-старинке — наличкой. Мы решили узнать у уфимцев, готовы ли они перестать передавать за проезд через своих попутчиков.
- Я в сентябре был в Питере. Очень классно работает. Мне очень понравилось. Зашёл, чик сразу и всё.
- Потому что это удобнее, чем толкаться на выходе во время остановки.
- Оборудование всё изношено, подвижной состав изношен. Не знаю, стоит ли делать акцент на валидаторах. Главное - это обновить подвижной состав.
Уфа решила не повторять ошибку Москвы и с самого начала отказалась от турникетов на входе. И тут же совершила другую — единственный терминал находится возле водителя. Поэтому в час-пик некоторые смогут поступиться совестью и выйти просто так, чтобы не толкаться. Но в Москве нашли способ воспитать пассажиров.
Дмитрий Грубый, сотрудник Мосгортранса: «Сняли турникеты со всех маршрутов, повесили валидаторы у каждой двери и увеличили количество контролёров. Мы взяли всю трамвайную сеть Краснопресненска и сделали там то же самое. И за счёт эффекта масштаба получилось, что у нас валидация не только не упала, но и выросла на 8%. Просто за счёт повышения качества сервиса пришёл новый пассажир и он компенсировал количество зайцев».
В то же время новые терминалы начинают появляться и в электротранспорте Уфы, который сейчас переживает не самые лучшие времена. В случае с МУЭТом сокращение штата и установка терминалов поможет спасти трамваи и троллейбусы от исчезновения с уфимских дорог.
Когда именно валидаторы придут на смену кондукторам во всех автобусах — пока неизвестно. Но, как нам рассказали, в больших НЕФАЗах они появятся у каждого входа.