В уфимском ТЮЗе по-новому взглянули на сказки народов Урала. Что из этого вышло?
Театр всегда требует экспериментов. Драматурги, режиссёры и актёры иногда по-новому читают и ставят на сцене незыблемую классику. А в уфимском Театре юного зрителя решили доказать, что иным взглядом можно посмотреть и на детские сказки. Поэтому его сцена стала местом проведения семинар-лаборатории по пьесам для детей «Сказки народов Урала».
Полина Шабаева, режиссёр уфимского Театра юного зрителя, актриса: «Сказочных сюжетов не так много. Точнее не так много сюжетов, которые ещё не инсценировали. Многие уже идут на сценах театров. А нам хотелось найти материал, который ещё не был инсценирован, чтобы появились новые названия и герои, и сюжеты. И потом это новый опыт взаимодействия театра, драматурга и режиссёра».
Чтобы увидеть новое, актёры, режиссёры и драматурги устраивают творческие лаборатории и начинают экспериментировать. Например, в этот раз было решено попробовать работать со сказками народов Урала.
Полина Шабаева, режиссёр уфимского Театра юного зрителя, актриса: «Семинар-лаборатория называется "По инсценировке сказок народов Урала". Инсценировка это когда ты берёшь сюжет сказки и пытаешься рассказать её языком драматургии. В первом этапе принимали участие драматурги. Было очень много заявок. В октября у нас проходили очные и дистанционные занятия: по сказке и по основам инсценирования. Из двадцати работ мы выбрали шесть, которые попали к режиссёрам и которые сегодня видят наши зрители».
В основу одной из постановок легла уральская народная сказка «Сердце-Лебедь». Режиссёр из Ульяновского театра им. Гончарова Ольга Новицкая в разговоре с нами отметила, что видит в ней тему, которая будет близка и взрослым.
Ольга Новицкая, режиссёр Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова, актриса: «Сюжет рассказывает о том, откуда взялся камень, который напоминает своей формой лебедя. Мы взяли только часть этой сказки. Но если бы я делала спектакль целиком, то делала бы его о выборе между личной свободой и человеком, который находится рядом с тобой».
За вечер на сцене показали сразу три небольшие сказки. Вторая стала классической историей для маленьких зрителей о герое и злодее. Но эту сказку автор сценария написала самостоятельно, лишь основываясь на легендах Урала.
Малика Икрамова, сценарист: «Я, как математик по профессии, очень тщательно подхожу к техническому заданию. Я читала и изучала материалы, которые уже были созданы народом. И на основании персонажей, которые уже есть, например, Егор Кузнец, Заманиха, Полевушка, писала свою сказку. А это всё персонажи уральских сказок. На эту работу у меня ушло не больше двух дней. Я видела много читок своих сценариев, но всем и всегда говорю, что лучшая читка у меня была в Уфе».
Последняя история, которая была поставлена на сцене уфимского ТЮЗа, оказалась самой экспериментальной. Места ярким краскам в ней не нашлось. Зато нашлось место посылу, над которым придётся ещё долго думать. Сказку «Где конец добру?» Анна Багаутдинова тоже написала с нуля. Но то, какой она вышла в конце, стало неожиданностью даже для автора.
Анна Багаутдинова, сценарист: «Прежде чем написать сказку, я открыла просто все сказки народов Урала. И прочитала их множество. Сначала у меня была одна идея. Но каждую неделю у нас были семинары, каждую неделю. Во время семинаров у меня родилась совсем другая идея. Я начала её развивать, писать и оживлять. И вот родилось...»
Собрать сценаристов, режиссёров в рамках проекта «Сказки народов Урала» получилось при поддержке Центра драматургии и режиссуры РБ и средств гранта Союза театральных деятелей РФ. Сам проект стал межрегиональным. Поэтому сказки, которые впервые были поставлены на сцене уфимского ТЮЗа, могут появиться и в других театрах страны.