Верни мне мой 2007-й. Часть 1: Кино
2007-й год нашей эры стал мемом неспроста, ведь тогда воспитывалось и росло первое поколение, рожденное в эпоху доступного интернета, и, разумеется, когда дети подросли, их воспоминания о прошлом вылились в первую большую онлайн-ностальгию «Верни мне мой 2007-й». Десять лет назад Kanye West и Rihanna стали звездами первой величины, мы узнали, что Сочи примет Олимпиаду в 2014-м году, а стиль «эмо» стал главной субкультурой в нашей стране. В мире кинематографа тоже произошло немало интересных событий, которые спустя десять лет будут иметь интересные последствия, как для людей занятых в индустрии, так и для обычных зрителей. Мы предлагаем вам окунуться в ностальгию по тому, что было десять лет назад, и вспомнить 10 важных кинокартин 2007-го. В подборке участвуют картины, выходившие в российский прокат с 1 января по 31 декабря 2007-го года.
«Престиж» (режиссер Кристофер Нолан)
О чем это: Два подающих надежды фокусника (Хью Джекман и Кристиан Бэйл) после несчастного случая, произошедшего с женой первого, вступают в сценическую войну длинною в жизнь, в которой найдется место для любовных интриг, одержимости, Николы Тесла (Дэвид Боуи) и настоящей магии.
Как это было: Экранизация весьма тяжеловесной прозы Кристофера Приста раскрыла Кристофера Нолана, у которого за плечами уже были «Помни» и «Бэтмен: Начало», не только как кино-хирурга, но и как тонко чувствующего кинематографиста, которому искренне интересны его герои и окружающий их мир. Для многих людей «Престиж» стал самой увлекательной и детальной демонстрацией жизни профессиональных иллюзионистов, а создатели получили две номинации на «Оскар» за лучшую операторскую работу для Уолли Пфистера и за лучшие декорации.
Последствия: В последующие 10 лет Кристофер Нолан выпустил «Темного рыцаря», «Интерстеллар» и «Дюнкерк». Каждый его фильм будет становиться сенсацией такого масштаба, что все это выльется в насмешливый мем «Нолан – гений», что никак не умаляет его заслуг, как одного из самых талантливых режиссеров современности. Уолли Пфистер получит свой «Оскар» за сотрудничество с Ноланом, но за фильм «Начало», а Хью Джекман, Кристиан Бэйл и Скарлетт Йоханссон утвердятся не только в статусе суперзвезд, но и как профессионалы, входящие в топ 10 актеров своего поколения. Ну а лучшей картины о фокусах чем «Престиж» мы пока не видели ни до, ни после.
«300 спартанцев» (режиссер Зак Снайдер)
О чем это: Экранизация комикса Фрэнка Миллера о том, как царь Леонид (Джерард Батлер) во главе небольшого войска защищал родную Спарту в битве при Фермопилах от огромной армии персидского царя Ксеркса (Родриго Санторо).
Как это было: Вторая большая работа Зака Снайдера после «Рассвета мертвецов», показавшая, что не очень дорогая, но качественно и стильно снятая полностью на фоне зеленого экрана лента может переплюнуть тяжеловесные летние блокбастеры, о которых спустя год вряд ли кто-то вспомнит.
Последствия: Гигантский отпечаток в поп-культуре, собственный пародийный фильм «Знакомство со спартанцами» и весьма приятный, но слегка запоздалый сиквел 2013 года. У Зака Снайдера случатся блестящие «Хранители» и долгая тернистая история с киновселенной DC, которая никак не встанет на нужные рельсы. Джерард Батлер получит в «300» свой звездный час и спустя несколько лет осядет в однообразных боевиках и романтических комедиях, а играющий роль второго плана Майкл Фассбендер, напротив, станет одним из главных драматических актеров современного Голливуда. Ну а прекрасная Лена Хиди станет эталоном деспотичной королевы в «Игре престолов».
«12» (режиссер Никита Михалков)
О чем это: Ремейк фильма «12 разгневанных мужчин» Сидни Люметта, сюжет смещен в сторону российских реалий десятилетней давности. Присяжные обсуждают, виновен ли 18-летний чеченский юноша, обвиняемый в убийстве своего отчима — офицера Российской армии.
Как это было: Большой кинематографический спектакль с блестящими актерами, который сейчас смотрится куда более увлекательно и напряженно чем оригинал. Каждый из 12 присяжных получает свой сольный выход, попутно сомневаясь и меняя решение по делу.
Последствия: Несмотря на вторичность материала, фильм получил массу профессиональных наград, среди которых специальный «Золотой лев» в Венеции и попадание в шорт-лист «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке. Для широкой же общественности картина стала последней достойной работой Никиты Михалкова, как режиссера, который спустя три года выпустит спорную военную дилогию «Утомленные солнцем 2».
«Звездная пыль» (режиссер Мэттью Вон)
О чем это: Экранизация фэнтезийной повести Нила Геймана, про то как парень по имени Тристан пошел искать упавшую звезду в сказочное Застенье. Участвуют мертвые принцы, злые ведьмы во главе с Мишель Пфайффер и воздушные пираты под предводительством Роберта де Ниро.
Как это было: На тот момент «Властелин колец» уже закончился, «Гарри Поттер» продолжался, а «Игру престолов» еще не запустили в производство, всем прочим произведениям в жанре фэнтези приходилось туго и зрители не хотели их воспринимать, дорогостоящие «Спайдервик», «Эрагон» и «Золтой компас» так и остались первыми частями саг, которых мы никогда не увидим. В то же время «Звездная пыль» без претензии на франшизу тихо, мирно окупилась в прокате и осталась в памяти киноманов, как приятное и талантливо сделанное романтическое кино в позабытом жанре волшебной сказки. Ну а для широкого зрителя на звездной карте Голливуда появился вечный компаньон Гая Ричи мистер Мэттью Вон.
Последствия: Мэттью Вон после снимет «Люди Икс: Первый класс», «Пипец» и «Kingsman: Секретная служба» - настоящий хит 2015-го, сиквел которого выходит на экраны совсем скоро, таким образом Вон стал одним из самых талантливых режиссеров в сегменте развлекательного кино, обладающим собственным узнаваемым стилем. Нил Гейман станет в Голливуде автором, чьи работы хотят экранизировать и мы получим блестящую «Коралину» и сериал «Американские боги». Что касается актеров, то Чарли Кокс станет Сорвиголовой в сериале от «Netflix», Клэр Дэйнс всерьез и надолго осядет в хитовом сериале «Родина», а Генри Кавилл сыгравший дурацкую эпизодическую роль деревенского ухажера спустя несколько лет превратится в самого Супермена.
«Вавилон» (режиссер Алехандро Гонсалес Иньяритту)
О чем это: Три драматичные истории, происходящие Марокко, Японии и Мексике, трагически связанные между собой, переплетая судьбы героев в причудливую картину мира, который стал одним гигантским Вавилоном.
Как это было: Иньяритту уже работал в условиях нелинейного повествования нескольких историй в своем мексиканском хите «Сука-любовь» и голливудском дебюте «21 грамм». Однако «Вавилон» стал его самой масштабной и резонансной в мире картиной с указанной формой, а также уникальным опытом работы с интернациональным актерским составом высочайшего уровня. Как результат победа в номинации «лучший фильм (драма)» на «Золотом глобусе» и семь номинаций на «Оскар».
Последствия: «Вавилон» получил заветную статуэтку только за лучший саундтрек, но при этом выиграла три приза в Каннах, в том числе и за лучшую режиссуру. Спустя несколько лет Иньяритту будет становиться лучшим режиссером по версии киноакадемии два года подряд за «Бёрдмана» (в том числе «Оскар» за лучший фильм и сценарий) и «Выжившего», на сегодняшний день он один из главных драматических режиссеров в мире. А Брэд Питт и Кейт Бланшетт спустя год еще раз сыграют возлюбленных в блестящей «Загадочной истории Бенджамина Баттона» от Дэвида Финчера.
«Superперцы» (режиссер Грег Моттола)
О чем это: Три старшеклассника неудачника (Джона Хилл, Майкл Сера, Кристофер Минц-Плассе) хотят попасть на вечеринку накануне выпуска, но для этого им нужно купить алкоголь.
Как это было: К середине нулевых жанр молодежной комедии был скорее мертв, чем жив, «американские пироги» переместились на домашнее видео, а хиты уровня «Соседки» и «Евротура» перестали выходить. И тогда на экранах стала расцветать компания режиссера и продюссера Джада Апатоу, сформировавшаяся во времена сериала «Хулиганы и ботаны», который в тот год снял не менее блистательную комедию о страхах взрослой жизни «Немножко беременна». «Superперцев» можно назвать вольным приквелом этой истории, настоящим «Американским пирогом» для нового поколения, только более едким, провокационным и уморительным.
Последствия: Компания Апатоу будет безраздельно властвовать на ниве кинокомедий вплоть до пришествия «Мальчишника в Вегасе». Но самое любопытное – это то, что случилось с актерами. Джона Хилл продолжит развиваться как комик и параллельно снимется в «Человеке, который изменил все» и «Волке с Уолл-стрит», став двухкратным номинантом на премию «Оскар». Эмма Стоун так и вовсе сделает еще более блестящую карьеру, снимаясь у лучших мировых режиссеров, получив в этом году заветный «Оскар» и став самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда. Кристофер Минц-Плассе напротив не сможет вырваться из амплуа эталонного ботаника и все еще ожидает подходящую роль, а Майкл Сера после блестящих «Джуно» и «Скотта Пилигрима» поставит карьеру на длительную паузу.
«Грайндхаус» («Доказательство смерти»/«Планета страха») (режиссеры Квентин Тарантино и Роберт Родригес)
О чем это: Беспрецедентный киноэксперимент, в котором два закадычных друга-режиссера признаются в любви дешевым эксплуатационным фильмам 70-х, которые шли в кинотеатрах-грайндхаусах и демонстрировались по две штуки за вечер. История Тарантино о маньяке каскадере, который сбивает девушек, а фильм Родригеса – боевик ужасов о нашествии зомби. Во всем мире картины демонстрировались по отдельности, а в США и Канаде в рамках одного сеанса с демонстрацией трейлеров фальшивых картин от Элая Рота, Роба Зомби и Эдгара Райта.
Как это было: Безумно, кроваво и невероятно увлекательно. «Доказательство смерти» - это порция фирменной тарантиновской жесткости и диалогов, а «Планета страха» - отборный псведо-трэш, будто бы снятый сорок лет назад, дикий, грязный и эротичный. Сто процентный подарок для поклонников творчества именитого тандема, который после этого проекта прекратил свое существование.
Последствия: Грандиозный кассовый провал мероприятия, вследствие чего пути режиссеров разошлись. Тарантино станет делать более дорогое и точно выверенное кино со звездами А-класса («Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка»), а Родригес наоборот углубится в треш-эстетику с «Мачете» и его продолжением, снимет четвертых «Детей шпионов» с другими героями, слишком поздно выпустит сиквел «Города грехов» и перезапустит «От заката до рассвета» в форме сериала – одним словом впадет в глубокий творческий кризис и пойдет в обратную сторону по своим же собственным проектам, будучи неспособным предложить что-то новое.
«День выборов» (режиссер Олег Фомин)
О чем это: Сотрудники вымышленной радиостанции «Как бы Радио» получают задание «раскрутить» кандидата на предстоящих губернаторских выборах и отправляются в увлекательное плавание по России.
Как это было: Первая народная комедия со времен «Особенностей национальной охоты», в которой сошлись хорошая драматургия, довольно смелая политическая сатира и забавные музыкальные номера от Сергея Шнурова, группы «БИ-2», «Иванушек International» и многих других. Но самое главное – это то, что «День выборов» открыл для всей страны такой коллектив, как театр «Квартет И», который остался в нашем медиапространстве всерьез и надолго.
Последствия: Всероссийская любовь зрителей и последующие кинохиты «День радио» и «О чем говорят мужчины», а также чуть менее удачные «О чем еще говорят мужчины» и «Быстрее чем кролики», и сиквел того самого «Дня выборов», вышедший в прошлом году. За прошедшее десятилетие «Квартет И» стал синонимом качественного юмора на русском языке в противовес комедиям от «ТНТ» и Сарика Андреасяна. Сейчас артисты работают над триквелом «О чем говорят мужчины», который выйдет в феврале следующего года.
«Трансформеры» (режиссер Майкл Бэй)
О чем это: Блокбастер начиненный взрывами, погонями, безудержным пафосом, шутками ниже пояса и юной Меган Фокс, основанный на популярной серии игрушек, от компании «Hasbro».
Как это было: Квинтэссенция творчества Майкла Бэя и самый громкий, в прямом смысле, фильм десятилетия, который пусть и не изобрел заново понятие «блокбастер», как это сделали «Челюсти», но совершенно определенно дал взбодриться Голливуду, который стал делать основную коммерческую ставку на дорогие проекты, выходящие в летний сезон. В то время кинокомиксы еще не были доминирующим аттракционом и гигантские роботы от Бэя и компании попросту не имели серьезных конкурентов.
Последствия: Сиквелы. За прошедшие десять лет вышло четыре продолжения, и все они были в разной степени ужасны. Франшиза, к сожалению, изжила себя уже на втором фильме, и как показывают сборы последней части в США пора бы им взбодриться и придумать что-нибудь новенькое. Шайа ЛаБаф мог стать большой звездой, но стал главным кинофриком своего поколения, Меган Фокс так и не получила стоящую роль в крупном проекте, а Майкл Бэй от фильма к фильму говорит, что для него это последние «Трансформеры», но раз за разом возвращается в мир автоботов и десептиконов. В общем, одна надежда на спин-офф про Бамблби в 80-е от Трэвиса Найта.
«Прощай, детка, прощай» (режиссер Бен Аффлек)
О чем это: Криминальный детектив, снятый по роману Денниса Лихейна и выполненный в стилистике реалистичного неонуара. Двое частных детективов (Кейси Аффлек и Мишель Монахан) разыскивают четырехлетнюю девочку из неблагополучной семьи, пропавшей в пригороде Бостона.
Как это было: К середине нулевых Бен Аффлек имел репутацию золотого мальчика Голливуда, растерявшего свой кредит доверия и погрязшего в неудачных проектах. В 2006-м он реабилитировался, как актер, получив приз в Венеции за «Смерть Супермена», а спустя год поразил критиков своим полнометражным режиссерским дебютом – безукоризненно стильной пронзительной и жестокой картиной про рай и ад, которые совсем рядом с нами.
Последствия: Аффлек снимет еще три фильма («Город воров», «Операция «Арго», «Закон ночи»), и его «Операция «Арго» получит «Оскар», как лучший фильм 2013-го года. Также он сыграет в «Исчезнувшей» Дэвида Финчера и получит «Золотую малину» за восстановление репутации. А еще станет новым Бэтменом в неровной киновселенной DC, попутно переживая развод и борьбу с алкогольной зависимостью. На сегодняшний день Аффлека можно назвать самой «сложной» голливудской звездой и очень хочется, чтобы все у него раз и навсегда пришло в норму. Ну а его брат и исполнитель главной роли в «Прощай, детка, прощай» Кейси Аффлек активно снимается, выпустил в качестве режиссера шикарное мокьюментари «Я все еще здесь» и получил в этом году заслуженный «Оскар» за роль в фильме «Манчестер у моря».