Власти хотят усилить контроль за индустрией компьютерных игр. Что об этом думают киберспортсмены?
Контр-страйк - одна из самых популярных киберспортивных дисциплин в России. В том числе - в Оренбургской области. На любительском и профессиональном уровнях популярным шутером занимаются десятки команд по всему региону. Некоторые уезжают выступать на турниры в крупные города. Илья Шаповалов - один из них. В течение 5 лет он довольно успешно играл в Москве. Но достичь такого уровня в Оренбурге удаётся немногим.
Илья Шаповалов, тренер по CS:GO компьютерного клуба «CyberX» в Оренбурге: «Здесь такой формы я не могу достичь, потому что здесь все игроки слабые. Те, кто занимают у нас первые места, на самом деле очень слабые. Когда я играл в Москве, приходил на ланы, был среднего уровня. Когда ты играешь с игроками сильнее тебя, появляется желание играть, больше практикуешься и получаешь опыт».
Также к причинам низкого уровня развития киберспорта в Оренбургской области Илья Шаповалов относит малые призовые фонды. Но есть и препятствия, актуальные для геймеров всей страны. По словам руководителя местного отделения Федерации Компьютерного Спорта России Александра Приказчикова, государство стремительно пытается наладить контроль над этой сферой. В парламенте не раз озвучивали предложения запретить или ограничить доступ к некоторым компьютерным играм.
Николай Байцеров, киберспортсмен: «Я считаю, что это неверная позиция. Киберспорт - это развитие, у него большая аудитория, там большие деньги крутятся. Я считаю, что ограничения недопустимы».
Александр Приказчиков, руководитель оренбургского регионального отделения Федерации Компьютерного Спорта России: «Оценка очень субъективная. Если мы будем рассматривать трагические события в Керчи и Казани, когда молодые люди заходили в учебные заведения и устраивали теракты, и если взять случаи, которые были ранее… Я обычно говорю такую фразу: «Чикатило в компьютерные игры никогда не играл». Здесь просто непонимание индустрии у некоторых людей».
Сергей Булатов, киберспортсмен: «Нельзя запрещать киберспорт, поскольку это стало такой огромной культурой в нашей жизни. Особенно - в жизни молодёжи. Нужно только развиваться в этом направлении. Очень частные случаи, когда люди слишком уж погружаются в игру».
Александр Приказчиков, руководитель оренбургского регионального отделения Федерации Компьютерного Спорта России: «Скорее всего запрещать будут те игры, которые направлены на жестокость. От этого может пострадать жанр файтингов».
Жанр файтингов, где персонажи сражаются друг с другом врукопашную или с помощью оружия, не так популярен в России и тем более - в Оренбурге. Однако это всё же полноценная часть киберспорта, которая не должна пострадать от действий законодателей - считает организатор турниров по файтингам в Оренбурге Камиль Аббасов.
Камиль Аббасов, глава файтинг-сообщества в Оренбурге: «Европейская комиссия оценивает возрастной рейтинг игры и подписывает на коробке с игрой моменты, которые в ней есть: секс, оголённые части тела, употребление наркотиков, сигарет, алкоголя и прочее. В соответствии с этим родитель или опекун должны решить, может ли его ребёнок получить доступ к этой видеоигре. Вообще для таких вещей существует функция семейного аккаунта».
Дмитрий Чернов, член общественной палаты Оренбурга: «В семье должно регулироваться это. Папа и мама должны смотреть, во что сын играет, куда он ходит, с кем и чем он занимается, какие предметы он изучает. Регулировать это надо у себя в семье. Не надо давать ребёнку играть в контр-страйк в 3 года, и не надо самому играть при нём в такие игры. Дайте ребёнку какие-то развивающие игры, полно таких. Они развивают интеллект, сообразительность и другое. Не надо регулировать это на законодательном уровне».
Несмотря на такое мнение общественности, законодатели всё же намерены усилить государственный контроль за оборотом и использованием компьютерных игр. Вызвано это в том числе терактами в учебных заведениях, или, как ещё их называют, скулшутингами. Они почти ежегодно происходят в разных городах страны. Однако связи между играми и терактами не существует - уверена психолог Наталья Грачева.
Наталья Грачева, психолог: «Прямой зависимости между тем, что ребёнок много играет, и тем, что он может совершить преступление, нет. Скорее другие ситуации в жизни могут повлиять. Может быть высокий уровень агрессии имеет место, если подросток не может её иначе проявить, выплеснуть. Обычно он начинает делать это в играх».
Законодателей беспокоит не только психологическое состояние молодых людей, но и их политические взгляды и мотивы. По мнению властей, с помощью игр возможно воздействовать на подрастающие умы, а в их чатах - передавать друг другу экстремистские материалы. Поэтому Роскомнадзор намерен сохранять все переписки, обмен изображениями, видео- и аудиофайлами в игровых чатах, чтобы в случае чего передавать их в правоохранительные органы.
Несмотря на неустойчивое положение киберспорта в России, к нему продолжают проявлять интерес молодые люди. Так, по данным сайта cybersport.ru, с 2018 по 2019 годы численность фанатов этого направления выросла на 20% (с 10 до 12 млн). А в 2020 году в киберспорт пришли ещё 3,4 миллиона геймеров. Таким образом, аудитория киберспорта в России - порядка 15,4 миллиона человек.
Также отметим, что сейчас Российская профессиональная киберспортивная сцена без серьезной поддержки государства, в мировом рейтинге занимает 5 место по числу участников и сумме их денежных выигрышей.
Александр Приказчиков, руководитель оренбургского регионального отделения Федерации Компьютерного Спорта России: «У нас есть команда, которая четыре раза подряд выиграла соревнования студенческой киберспортивной лиги и в 2019 году они выступали на чемпионате мира по компьютерному спорту. Там они заняли второе место. Это говорит о том, что российские команды показывают весомые результаты на международном уровне».
Сергей Топорков, старший администратор компьютерного клуба «CyberX» в Оренбурге: «В Оренбурге компьютерный спорт развивается. Почти в каждом клубе почти каждый месяц есть несколько турниров. В нашем клубе проводятся 3-4 турнира в месяц. Изменения только в лучшую сторону».
Сергей Солдаев, администратор компьютерного клуба «ARGUS»: «У нашего клуба хорошая проходимость, стабильно занимают посетители 20 компьютеров из 25. Не замечаем спадов. Есть планы на будущее, будем расширяться».
Каково будущее у киберспорта в России и в Оренбурге? Этот вопрос остаётся открытым. Геймеры беспокоятся по поводу желания властей воздействовать на их среду. Но надеются, что в конечном итоге компьютерный спорт не пострадает от изменений в законодательстве.