Выставка Capsula. Что происходит с современным искусством Уфы?
Весна в Уфе – это время, когда оживает не только город, но и культурная среда. Одним из самых ярких событий апреля стала Capsula – новая выставка фестиваля современного искусства. С 2022 года она объединяет художников, кураторов и зрителей вокруг актуальных тем.
Азамат «Why is 12:34?», художник, организатор фестиваля современного искусства Capsula: «Каждый раз мы пытаемся удивить нашего зрителя, находим новых участников – через кого-то, кто-то нам советует, подсказывает. Кто-то сам заявляет, что хочет проявиться, показать своё творчество. Таким образом мы и набираем художников».
В этом году проект проходил в здании-объекте культурного наследия – доме купца Ларионова на улице Карла Маркса. И старинные стены особняка впитали новую тему – ностальгию.
Азамат «Why is 12:34?», художник, организатор фестиваля современного искусства Capsula: «У каждого художника есть, о чем вспомнить, поностальгировать. Хотелось, чтобы наше творчество било в точку. Поэтому мы взяли эту тему».
Урал Хабилов, организатор фестиваля современного искусства Capsula: «Главный посыл – это культурный досуг, культурное времяпровождение. Ну и показывать наши таланты людям. Мы стараемся брать стильных, близких по духу ребят. И обычно они своим видением что-то трендовое показывают».
Каждая выставка проекта Capsula – это как отдельный мир. Её не строят по формату. Её собирают как пазл, из эскизов, обсуждений и интуиции. На этот раз командой решено было отказаться от массовости. В 2024 году художников было 40. Сейчас – вдвое меньше.
Урал Хабилов, организатор фестиваля современного искусства Capsula: «Ну фокус потерялся: слишком много художников. 40 – это все-таки очень много. Мы сместили фокус на наших, локальных».
Вот работа Радика Мусина – бритва «Агидель» с перерезанным проводом.
Для кого-то – бытовой предмет из 90-х, для самого художника – напоминание о городе, в котором он родился.
Радик Мусин, художник: «Эта картина из серии «Легенды Башкирии». Каждая картина посвящается нашей республике. Эта картина конкретно посвящена городу Агидель – это мой родной город, там я жил до шести лет. Если вы помните, в 80-х годах был проект атомной станции в городе Агидель. Начали строить город, чтобы он обслуживал атомную станцию, но в 90-х годах её закрыли, не стали достраивать. И город как бы остался дисфункциональным. Тут метафора на тему Агидели. Бритва «Агидель» тоже легендарная. И у неё – тоже: провод отрезали, у неё нет питания. Метафора – с атомной станцией, это тоже дисфункциональная история».
А вот Азамат «Why is 12:34?» представил совместную работу с Эмилем Moonster. Она посвящена собственному пути в искусстве: от первых неуверенных шагов до накопленного опыта.
Азамат «Why is 12:34?», художник, организатор фестиваля современного искусства Capsula: «Здесь ностальгия о том, как в 2006 году я начинал рисовать. Это – некая «грязь». И каждый год, каждый слой – это поэтапность того, как постепенно нарабатывается уровень, скилл. И если бить в одну точку, то, естественно, что-то получается. Это – начало творчества, которое, скажем так, перетекло в искусство».
Художница Алсу Диваева также показала свои работы. В ней – воспоминания о прогулках по старой Уфе и атмосфере «нулевых». В композиции есть отсылка к умершему рэперу Паше Технику и фестивалям, которых больше нет.
Алсу Диваева, художница: «Ранним весенним утром, после тусовок, мы гуляли по старой Уфе, заходили в заброшенные дома, наслаждались этой архитектурой и запахом нафталина. Здесь я указала "Новую Атланту", которой уже нет, – это рэп-фестиваль. "Огни Уфы" – сейчас уже не то, как раньше. И как раз я делала это после смерти Паши Техника. Я долго думала, что там написать. В итоге я написала: "Паша Техник"».
Проект Capsula развивается с 2022 года. Организаторы не только проводят выставки, но и создают сообщество, где художники могут сотрудничать, обмениваться опытом и заявлять о себе.