Заборная Уфа. Зачем городу километры ограждений?

09 августа в 21:50
Они обойдутся столице Башкирии в десятки миллионов рублей.

Перекресток улицы Пушкина и Театральной. Ежедневно здесь дорогу перебегают десятки человек. До светофора — 200 метров. Люди предпочитают быстрый и опасный способ. Его цена — штраф в 500 рублей или жизнь. Выйти на проезжую часть уфимцев призывает оборудованная дорожка. Но не все знают, что она для автомобилистов. "Зебры" здесь нет.

 

Мы спросили подписчиков страницы телеканала UTV в Instagram: "Почему люди переходят дорогу в неположенных местах?" По их мнению, "городу не хватает светофоров", "ГИБДД работает только на камеру", а "маленькие штрафы не отпугивают нарушителей".

 

Зухра Рахматуллина, инспектор по пропаганде отдела ГИБДД МВД России по г. Уфа: "Согласно административному законодательству пешеходы привлекаются к ответственности в виде предупреждения или административного штрафа в размере пятисот рублей".

 

На вопрос: "Как повысить безопасность на дорогах?" - существует множество ответов. Один из них — установка ограждений. По ГОСТу, принятому 5 лет назад, они должны быть возле школ, нерегулируемых пешеходных переходов и вдоль всех перекрестков. Серые заборы появляются в соответствии с национальном проектом "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Его цель — снизить смертность в результате ДТП. К 2024 году - в 3.5 раза.

 

Зухра Рахматуллина, инспектор по пропаганде отдела ГИБДД МВД России по г. Уфа: "Выявляются участки дорог, на которых произошло три и более дорожных аварии и устанавливаются их причины. Данная информация направляется в Администрацию ГО г. Уфа для принятия конкретных мер по организации дорожного движения в целях недопущения ДТП."

 

ГИБДД выдает мэрии предписание на установку ограждений. В случае его невыполнения, Администрация города заплатит штраф до 200 тысяч рублей. Чиновники не испытывают судьбу — каждый день в городе появляются новые заборы. Погонный метр ограды стоит 1325 рублей, монтаж — 700. В этом году планируется установить больше 12 тысяч метров. Серые и невзрачные ограждения обойдутся городу в 26 миллионов рублей.

 

Против их появления выступают урбанисты. Они считают — тротуарные ограждения не только бесполезны, но и опасны. Например, при наезде автомобиля на цинковый забор его детали разлетаются на несколько десятков метров.

 

Например, в подмосковном Зеленограде в апреле 2016 года отлетевшая секция забора убила трехмесячную девочку в коляске. Выходит, ограждение подобно бомбе с поражающими элементами. Этот довод использует Илья Варламов. Блогер-урбанист считает, что заборов в городе быть не должно.

 

Илья Варламов, блогер, урбанист: "Проблема озаборивания уже давно захватила наши города и сделала из городских улиц тюремную зону. Дворы могут утопать в грязи, памятники разваливаться, народ погибать в авариях, трамваи сходить с рельсов, но заборы всегда будут в приоритете чиновников. Особенно всё плохо с улицами, которыми мы пользуемся каждый день".

 

Цинковые заборы невозможно найти на улицах европейских городов. Они решают вопрос безопасности по-другому. Российские градостроители могут перенять опыт у зарубежных коллег.

 

Елена Тейдер, руководитель направления девелопмента Becar Asset Management: "С точки зрения благоустройства есть масса различных вариантов, подходящих для той или иной местности, чтобы сделать максимально эффективное и максимально привлекательное решение. В том числе есть возможность устройства заборов из разных материалов — прозрачных, деревянных, реечных. Также ограждения формируются из зеленых насаждений разной высотности. Это могут быть кустарники, это могут быть деревья. Та естественная среда, которая разделяет одно пространство от другого при этом вписывается в местность".

 

Масштабная "заборизация" этим летом накрыла и Казань. В столице Татарстана установили уже 228 километров ограждений. Местами они появились вопреки здравому смыслу. В этом году на заборы там потратят около 100 миллионов рублей. Казанские журналисты показали, как выглядели бы города мира с цинковыми заборами, а жители уже создали петицию в адрес исполкома против оградок.

 

Энже Дусаева, преподаватель Казанского федерального университета: "Мне кажется, что это такая деревенская и сельская интерпретация забора, когда нужно было огородить какое-то место, чтобы скотина не зашла с дороги. Для меня забор в городе — это какое-то ограждение, чтобы кто-то не нанес урон. Если мы к друг другу так относимся, то непонятно, где наше будущее. В любом случае забор в городе - это вопрос общественного договора с горожанами".

 

В столице Башкирии заборы пока не перешагнули за границу здравого смысла. Уфимцы верят, что ограждения сделают их жизнь безопаснее, а вот их внешний вид устраивает не всех.

 

Ольга Сарапулова, советник Главы Башкирии по развитию общественных пространств: "На мой взгляд, Уфа еще не определилась — она город для пешеходов или город для машин. Обустройство подобных мер как защитных ограждений - это, скорее, очень спорный компромисс. Мы вроде защищаем пешеходов, но при этом сохраняем очень мощное движение транспорта на дорожных артериях".

 

На сегодняшний день на улицах Уфы установлено более 22 тысяч погонных метров пешеходных ограждений. В следующем году сделают еще 25 тысяч метров.