«Забыли о заправках и ремонте». Послушайте монологи уфимских владельцев электромобилей
Машина, которая не требует бензина и не оставляет выхлопных газов. Автомобили с электрическим приводом стремительно завоёвывают западные рынки. В Европе продажи электромобилей за первый квартал 2020 года выросли более чем на 70%. В Норвегии и вовсе собираются запретить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания уже через 5 лет. Что же касается Башкирии, то республика делает только первые шаги на этом пути. Мы встретились с тремя уфимскими электромобилистами и расспросили их обо всех аспектах владения машиной будущего.
— Вспомните момент, когда вы решили, что хотите себе электромобиль. Как это было?
Наркиз Басыров, владелец электромобиля: «Понимание того, нужен ли мне электромобиль или нет, появилось давно. Я живу за городом и ежедневно приезжаю в Уфу на работу. Соответственно, расходы на содержание обычного автомобиля выливались в очень крупную сумму. Уходило в месяц 10-12 тысяч только на бензин. И есть вот такие автомобили, полностью электрические, они очень экономят бюджет. Себестоимость одного заряда, которого будет хватать в пределах 100 километров, допустим, будет составлять всего лишь 30 рублей. Это даже меньше, чем стоит литр бензина».
Евгений Миналеев, владелец электромобиля: «Я считаю, что я перемещаюсь бесплатно. Потому что эти 300-500 рублей в месяц — их почти не видно в общем счёте на электричество. Это ничтожная сумма».
Электромобиль действительно можно зарядить через обычную розетку. Полный цикл занимает примерно шесть часов. Машину просто ставят на зарядку на ночь.
Алексей Ерхов, владелец электрического микроавтобуса: «Чрезвычайно удобно в том плане, что не привязан к топливу, к бензину, к обслуживанию. Вообще забываешь, что такое обслуживание автомобиля — пользуешься, грубо говоря, как телефоном. Приехал домой, воткнул в розетку и забыл — всё».
Евгений Миналеев, владелец электромобиля: «Техобслуживания практически нет, потому что узлов и агрегатов в сравнении с ДВС на порядок меньше. Нет стартера, генератора, выхлопной системы. Тут ломаться практически нечему».
В электромобиле нет и коробки передач. Благодаря этому он разгоняется и тормозит необычайно плавно. И уж совсем странное ощущение возникает, когда едешь в машине в тишине.
« — Она совсем, похоже, бесшумная, по сравнению с обычными авто?
— Здесь есть звук для пешеходов, чтобы они слышали машину.
— То есть звук имитируется специально?
— Да, стоит динамик. Это чисто для безопасности пешеходов».
Ещё одно преимущество электромобилей — экологичность. Они действительно не производят никаких выхлопов. Хотя о нулевом загрязнении в наших условиях говорить нельзя.
— Насколько это всё-таки экологично? Ведь говорят, что это такой экотренд, что мы не сжигаем бензин, но ведь электричество вырабатывается в конечном счёте за счёт углеводородов?
Евгений Миналеев, владелец электромобиля: «Если мы говорим о ТЭЦ, которые жгут уголь, то они и так его жгут. ТЭЦ не будет вырабатывать больше электроэнергии для этого. Как раз, электросетевая компания призывает больше использовать электроэнергию ночью. Эта энергия не используется практически. Кроме того, ТЭЦ располагается, как правило, где-то на окраине, и она не загрязняет сам город, город остаётся чистым».
Почему же, несмотря на столько достоинств, электромобили ещё не завоевали российский рынок? На это тоже есть свои причины.
— Очень много плюсов я уже сегодня услышал от вас и ваших единомышленников, а что же с недостатками?
Наркиз Басыров, владелец электромобиля: «Ну, какие могут быть недостатки — опять же, запас хода, вот и всё. На данных вариантах можно проехать до 150 километров на одном заряде — в идеальных условиях. В зимний период — до 100 километров».
Евгений Миналеев, владелец электромобиля: «Допустим, у меня частный дом, мне проще. Я привык заряжать дома, ночью, пока сплю — как смартфон. Но если человек живёт не в своём доме, а в квартире — то здесь возникает большой вопрос».
Алексей Ерхов, владелец электрического микроавтобуса: «У нас очень много в сообществе людей, которые мечтают об этом, но живя в многоквартирных домах. Даже если у них есть хорошие парковки перед домом — у них нет возможности пользоваться [электрическим] автомобилем, потому что его просто негде заряжать».
Евгений Миналеев, владелец электромобиля: «Если мы говорим про полноценные зарядки, которые называются CHAdeMO и которые способны заряжать током от 50 до 100 киловатт буквально за полчаса — у нас таких нет ни одной. Вообще, это, конечно, стыдно. Они есть в Оренбурге, они есть в Казани, они есть в Перми — а у нас нет».
В Уфе есть только «медленные» зарядные станции: они находятся у торговых центров «МЕГА» и «Планета». Зарядка от них, как и от обычной розетки, займёт несколько часов. Похоже, что отсутствие инфраструктуры — это главная причина, почему Башкирия ещё не пересела на электромобили. В республике пока даже негде купить новый электромобиль. Машины наших героев привезены из Японии и США. Подержанный Nissan Leaf обойдётся в сумму от 500 тысяч до полутора миллионов рублей. Это бюджетный вариант; для сравнения, знаменитая Tesla из московского салона обойдётся минимум в 4,5 миллиона.
— Вернётесь когда-нибудь на ДВС?
Наркиз Басыров, владелец электромобиля: (Смеётся.) «Ни шагу назад. К обычным автомобилям с двигателями внутреннего сгорания для меня лично дороги нет».
Евгений Миналеев, владелец электромобиля: «Бензиновые автомобили я больше не рассматриваю совершенно. Это теперь для меня что-то вроде лампового телевизора».
По данным компании «Ниссан», в России на 2020 год зарегистрировано около 6300 электромобилей, более 90% из них — подержанные. В России постепенно вводятся меры поддержки электромобилистов. Например, транспортный налог на электромобили уже отменён в нескольких регионах, однако Башкирия в их число пока не входит. Зато по всей России до конца следующего года отменены таможенные пошлины на ввоз электромобилей из-за границы. По данным ГИБДД, в Башкирии на сегодняшний день поставлены на учёт всего 60 электромобилей. Но наши герои убеждены, что это только «начало прекрасной дружбы».