Жители Башкирии вернулись в Средневековье. Как прошел фестиваль исторической реконструкции?
24 сентября поле недалеко от парка «Патриот» в Чишминском районе пропиталось запахом пушечного пороха. А атмосфера, если не обращать внимания на современные постройки и припаркованные машины, ушла глубоко в прошлые века. Так начался фестиваль «Башкирия и Русь. Общая история».
Гуляя по полю, мы специально сконцентрировались на тех исторических точках, которые уже не так свежи в нашей памяти. Например, на стоянке воинов Руси X века или лагере стрельцов. Первым делом нас привлекла площадка, где и стяг был самым ярким, и доспехи гремели громче всего.
Михаил Горшенин, военно-исторический клуб «Пересвет», г. Оренбург: «В таких палатках жили воины, когда со своим князем выдвигались в поход. На мне ламелярные доспехи X века. Это значит, что он выполнен из пластин, которые сшиты на кожаной основе. В X веке каждый воин хотел выделиться. Это делали вещами, которых не было у других. Поэтому делали амулеты или, например, личные ложки. Эта у нас в форме лисы. А эта в форме росомахи. Символ нашей дружины — солнце. Потому что у древних славян одним из богов был бог солнца. А мы чтим их культуру».
Когда с модой воинов времён походов на Византию всё стало ясно, нам стало интересно, чем они питались.
Михаил Горшенин, военно-исторический клуб «Пересвет», г. Оренбург: «Кашу мы сегодня делали на молоке и масле сливочном. Стараемся готовить исторично, как в те времена. Вот так она и выглядит. Как обычная каша».
Каша нас не впечатлила. Но скоро мы учуяли запах костра с нотками чего-то аппетитного и перенеслись на шесть веков вперёд — в лагерь стрельцов.
«Так как живём мы в XVII веке, то и готовим мы по рецептам того времени. В соседнем котле у нас готовятся пряженцы. Почему они так называются? Потому что их готовили определённым образом — пряжили. Их наполовину томили в горячем масле. Это что-то среднее между жаркой и фритюром».
Егор Полтарыхин, корреспондент: «Кухня XVII века напоминает мне мамин хворост, который она дома часто делает. На вкус это как хлеб, но не сладкий. Поэтому его можно, наверно, и в прикуску кушать с рассольником, о котором нам только что рассказывали».
Руслан Хамидуллин, руководитель военно-исторического клуба «Бирские стрельцы»: «На самом деле с приходом европейской кухни мы много потеряли в плане вкусовых ощущений. У нас было всего два вида жидкостей, которые назывались либо «шти» - щи, либо уха. Привычное немецкое слово «суп» появилось в XVIII веке. Всё, что овощное — шти. А если была добавка, то это уха. Поэтому она была не только рыбная, но и мясная, грибная, куриная. Уха — блюда с наполнением».
«Но соль была дорогая. Поэтому на зиму заготавливали большие бочки огурцов и капусты. И их рассол добавляли зимой и в уху, и в щи. Рассол заменял соль. Поэтому супы-рассольники и вошли в нашу жизнь».
Если еда и мода прошедших веков до нас дошли с поразительной точностью, то с развлечениями всё сложнее. Например, музыка, под которую люди пускались в пляс сотни лет назад, дошла только кусками.
Дмитрий Гейзятов, музыкант: «Это большая средневековая волынка. Ещё её называют «дудль зак». К средневековью она отношения не имеет, потому что была сделана в Германии в конце 80-х по сохранившимся гравюрам. Музыка тоже имеет только косное отношение к средневековью. Наша музыка — современное видение мелодий, которые могли звучать тогда. Но дошло мало. Поэтому приходиться фантазировать местами».
А вот оружие, которым решалось множество споров и тысячу лет назад, дошло до нас в избытке. Однако сейчас оно выполняет единственную функцию — помогает чуть лучше погрузиться в эпоху.
«Вот эта штука называется алебарда. Видимо, кто-то подумал о том, как можно совместить копье, топор и крюк. И тогда получилась такая занятная штука. А вот сабля на турецкий выков — так она называлась на Руси. Проще говоря — турецкая сабля. Широкая к концу».
«Это макеты полуфунтовых противопехотных пищалей. Из ящика доставался картуз — тканевый мешочек с порохом. Его загоняли в ствол. Вот сюда засыпался порох. Потом забивался пыж, закатывался снаряд. Всё утрамбовывалось. И по команде «выстрел» производился выстрел».
Сам фестиваль «Башкирия и Русь. Общая история» оказался не таким масштабным, как другие значимые встречи реконструкторов, которые проводятся в России. По информации организаторов, за один день фестиваль посетили примерно 2000 человек. И если фестиваль станет масштабнее в будущем, то займёт достойное место в реконструкторском сообществе.