Жительница Башкирии уехала в российскую глубинку, чтобы работать учителем. Мы с ней поговорили
Рената Давлетова, участница программы «Учитель для России»: «Моё изначальное образование — юридическое. Поэтому, когда я пришла, я сказала, что беру только обществознание».
Рената Давлетова из Башкирии с отличием закончила РГПУ по специальности «Педагогическое правовое образование», выпускала студенческий журнал и занималась волонтёрской деятельностью. Сейчас она — учительница обществознания в школе села Кудиново. Она поехала туда не просто так, а в рамках программы «Учитель для России». Участники проекта — выпускники престижных вузов, которые изучают педагогику внутри программы и на два года становятся преподавателями в обычных российских школах.
Ольга Фогельсон, сооснователь программы «Учитель для России»: «Мы работаем в сложном социальном контексте, или, иными словами, мы приходим работать в те школы, где мы необходимее всего: школы самые обычные, региональные, школы, куда попадают дети просто потому, что она рядом с домом — не гимназия, не школа, которая выбирает детей. Потому что нам кажется, что именно там молодой учитель, у которого какой-то другой опыт и жизнь до прихода в школу, которому самому есть что сказать и быть ролевой моделью, что именно в этих школах мы необходимее всего».
Цель программы — позволить людям, которые не являются профессиональными преподавателями, взглянуть на обучение детей под другим углом и встряхнуть систему образования. Российский аналог «Teach for all» стремится заинтересовать и детей: некоторых школьников просто не вдохновляют их преподаватели, и поэтому учёба в школе превращается в простое зарабатывание оценок. Рената видит обществознание как микс наук и стремится показать ученикам, что её предмет — это далеко не заучивание учебника.
Рената Давлетова, участница программы «Учитель для России»: «Мы даём какой-то блок теории, читаем текст, потом ученики получают жизненный кейс. То есть, человек обратился в суд, что ему ответит судья? В основном, опора на их жизненный опыт. Не на что-то абстрактное, а на то, что они либо делают, либо делали».
Рената столкнулась с типичными для российского учителя трудностями. Например, огромным объёмом бумажной работы и выгоранием.
Рената Давлетова, участница программы «Учитель для России»: «Когда ты работаешь долгое время, твои уроки закостеневают в одной системе, и ты в какой-то момент тоже испытываешь дефицит методов и средств. Когда приходит новый человек, первое, что видят учителя — это то, что можно иначе. Второе — что можно попросить у кого-то помощи, например, про цифровые технологии. Мне кажется, что программа даёт ответ, как можно по-другому и у кого это можно узнать».
Программа, в которой участвует Рената, придумана для того, чтобы дети в любой точке страны могли получить достойное среднее образование и поступить в хороший институт. В случае с ней, некоторые выпускники вспоминали о ней, уже будучи в вузе, и были благодарны: высокие требования в школе помогли им при подготовке к сессии.
Рената Давлетова, участница программы «Учитель для России»: «У меня есть один из тяжёлых в плане дисциплины классов. И буквально вчера мы проводили с ними урок с групповой работой. И вы представляете — всё прошло как по нотам! Они получили домашнее задание, высказали мне обратную связь, и урок был… как открытый урок. И в этот момент я такая: вау! Вот это они молодцы! В этот момент я так вдохновилась, что сказала им, какой прорыв они совершили. В обратной связи есть колонки: "что получилось?", "что не получилось?" и "что понравилось?" И наконец в колонке "что не получилось?" не было никаких ответов».
За шесть лет «Учитель для России» охватил семь регионов, и в программе участвует 250 выпускников вузов, которые хотели бы вдохнуть новую жизнь в школьное образование. Некоторые остаются в выбранной школе на третий, дополнительный, год, но Рената Давлетова хочет попробовать свои силы в качестве ментора — человека, который обучает учителей. Её контракт истекает через два месяца, и первое, что она хочет сделать — съездить в Стерлитамак, к своей семье.