Известный художник расписал заброшенные башкирские здания в первобытном стиле
Радик Мусин — известный российский художник родом из башкирского Бураево. Именно в этом селе он начал свою серию работ под названием «Наскальники». Это классические сюжеты с изображением языческих существ тюркских народов.
Радик Мусин, художник, автор серии «Наскальники»: «В прошлом году, когда Москву закрыли на карантин, мы решили на всякий случай уехать с супругой в Бураево, потому что здесь спокойно, просторно, лето. Я писал заказы, и мне хотелось как-то забыться от этой ситуации, проснулся какой-то внутренний зуд языческой культуры, какой-то бытовой культуры, разговорной речи на родном языке. Это все как-то смешалось с образами, которые с детства живут во мне, и хотелось этот зуд выплеснуть на стены, сделать какие-то формы в примитивной пластике».
Изображения обрели свое место на стенах заброшенного железобетонного завода. Теперь руины бывшего производства соседствуют с классическими сюжетами.
Радик Мусин, художник, автор серии «Наскальники»: «Когда я был маленьким, это место еще действовало: тут производили бетонные всякие изделия, а лет 10 назад оно закрылось. Видимо, обанкротилось, и начало ветшать. Меня сюда привел мой братишка Газинур. Я пришёл и сразу увидел эти стены, и подумал, что здесь огромный потенциал, вообще, для того чтобы транслировать искусство».
Шурале — это древнее языческое существо. Нэнэйки рассказывали о нём в сказках, а дети боялись, что однажды Шурале заберет их к себе в лес, если те будут плохо себя вести.
Радик Мусин, художник, автор серии «Наскальники»: «Это такой персонаж, как Барабашка или Леший у русских. Его все знают. Он весельчак. Он глупый, он всегда попадает в какие-то истории. С другой стороны, он позитивный персонаж, потому что он выступает как защитник леса, он строит козни исключительно лесорубам, прогоняет браконьеров и защищает свою территорию».
Такой стиль не назовешь привычным для Радика Мусина. Жизнь в заброшенном заводе остановилась, и художнику место показалось похожим на первобытную пещеру - отсюда и классические мотивы.
Радик Мусин, художник, автор серии «Наскальники»: «И хочется вот такими же простыми формами, как старые мастера первобытных людей, которые писали своих тотемных каких-то животных, в такой же пластике решить это здесь, в таких заброшенных пространствах. Когда уже начали появляться первые формы и первые работы, мне это понравилось. Людям в социальных сетях это тоже откликается: и тем, кто понимает языки, и тем, кто нет. Те, кто не понимают, спрашивают, о чём там. Значит есть какая-то там, такая, вибрация, которая может заинтересовать людей. Это тоже очень приятно для художника».
Радик решил не останавливаться на Бураево, и отправился в тур по городам Башкирии. «Наскальники» поселились на стенах заброшенных зданий в Уфе, Стерлитамаке, Мелеузе, в селе Вострецово и деревне Каралачик.
Радик Мусин, художник, автор серии «Наскальники»: «Я в прошлом году сделал три композиции. Зимой, где-то в 4:00 утра, я проснулся от сообщения Максима Холодилина. Он мне написал: «Классная работа с блохой, можно сделать из нее выставку, это чем-то напоминает наскальную живопись». Эта идея мне очень понравилась, и мне уже захотелось расписать ещё какие-то заброшенные места по Башкирии, чтобы это были какие-то, в кавычках, туристические места, где, допустим, первобытный человек, опять же в кавычках, оставил свои наскальные росписи».
Максим Холодилин, художник, руководитель галереи «Х-Max»: «В нашем регионе есть представление о главной достопримечательности, и это, конечно, Шульган-таш с наскальниками. Поэтому какое-то продолжение разговора об этом здесь, в Башкирии, уместно. Это какой-то вечный контекст, и мы вот в нём существуем, по крайней мере сейчас, пока эти наскальники есть, и пока есть, что охранять».
«Разбросанные» рисунки по городам и селам Башкирии станут целым высказыванием. Завершающим этапом серии работ «Наскальники» станет выставка в галерее «Х-Max» в Уфе, которая откроется 2 сентября и продлится месяц.
Максим Холодилин, художник, руководитель галереи «Х-Max»: «Есть представления об определенной культурной форме: спектакли идут в театре, выставки в галереях, едим вилком, а сидим за столом — так заведено. Это какая-то такая формализация, хотя, конечно, может и интересней проехаться. С другой стороны, художественная галерея подразумевает масштабирование проекта: какого-то осмысления, как некоего явления культуры и феномена, о которых можно поговорить. Если просто ездить и искать в заброшках какие-то муралы, это тоже, наверное, хорошо, но это не даст этого ощущения».
Что касается «Наскальников», то Радик Мусин не планирует останавливаться. Позже художник планирует продолжить тур по башкирским городам и их заброшенным объектам, которые получат отпечатки национального фольклора.
Радик Мусин, художник, автор серии «Наскальники»: «Башкирская культура своей родины, там смешаны и чувашская, и татарская, и русская культуры - это для тебя естественно. Это если спросить: «За что ты любишь своих родственников, маму или отца?» Это родное, естественное, безусловная такая любовь».