Кольцевая велодорожка и сквозные перекрёстки. Как можно сделать Уфу велосипедной столицей?

16 июня 2020
Администрация Уфы готова слушать велосообщество для улучшения городской инфраструктуры.

Юрий Глущенко, велоактивист: «Не могут власти по щелчку пальцев сделать Амстердам. Потому что люди-то к этому тоже не готовы».

 

Юрий Глущенко — активист велосипедного движения. По его инициативе была создана самая протяжённая велодорожка в Уфе — на проспекте Октября. Мужчина отмечает, что велосипед становится всё популярнее у жителей башкирской столицы. За три последних года фестиваль «День тысячи велосипедистов» в Уфе вырос вдвое: с 15 тысяч в 2016 году до более чем 30 тысяч в 2019. При этом в двенадцатимиллионной Москве прошлогодний велофестиваль собрал немногим более — 40 тысяч участников. Уфа могла бы стать велосипедной столицей России.

 

 

Юрий Глущенко, велоактивист: «Город хорошеет, безусловно, то есть с каждым годом становится всё лучше и лучше, но работы ещё много. Это бордюры, это различные съезды, это организационная какая-то возможность пересекать перекрёстки, где это допустимо, не сходя с велосипеда. Очень бы хотелось видеть это решение, раньше это было, сейчас это убрали ввиду несоответствия какой-то нормативной документации. Работы ещё много, но работа ведётся».

 

В современном городе велосипед может быть не просто развлечением, а полноценным транспортным средством. Урбанисты призывают горожан пересаживаться на велосипеды, поскольку это экологичнее и не создаёт пробок. Однако для этого необходима соответствующая инфраструктура: сейчас велодорожки в Уфе проходят только по основным транспортным магистралям и нескольким паркам. Особенно страдают отдалённые районы города.

 

 

Юрий Глущенко, велоактивист: «Регулярно в профильных чатах, на самом деле, возникает вопрос: "Я живу в Дёме, как мне доехать до центра?". Обычно ответ такой: по проезжей части, самое комфортное. Теперь представьте: девушка 18-20 лет, неделю на велосипеде. Она не поедет по проезжей части. Она будет отрезана».

 

Юрий считает, что для развития городской велосреды не нужны огромные средства. Необязательно прокладывать отдельные дорожки — можно выделить их из тротуара или проезжей части с помощью разметки. При этом важно, чтобы на пути велосипедиста не было препятствий. В администрации Уфы сообщают, что готовы над этим работать.

 

 

Рената Салахова, начальник отдела пресс-службы Администрации Уфы: «В городе создана специальная бригада из работников коммунальных служб, работа которых направлена на устранение дефектов на велодорожках. Кроме того, они делают разметку на велодорожках и обновляют её. В частности, сегодня и вчера были проведены работы на четырёх участках в районе ГДК: там занижали бордюры. Сегодня проводится работа по выравниванию стыков на поверхности велодорожки, чтобы нашим велосипедистам было комфортно ездить».

 

Другой важный проект, находящийся сейчас в разработке — объединение уфимских велодорожек в одну большую кольцевую дорогу. Планируется, что она пройдёт через стадион имени Гастелло, Президент Отель, Конгресс-холл и проспект Октября. Общая протяжённость кольцевой велодорожки составит около 70 километров.

 

 

Рената Салахова, начальник отдела пресс-службы Администрации Уфы: «Главная мысль этой концепции развития велодорожек в Уфе — это как раз закольцевать, чтобы был единый маршрут, и чтобы не было участков разрыва этой велосипедной сети. Сейчас этот проект находится на госэкспертизе, и в ближайшее время, я думаю, мы сможем рассказать подробности».

 

Уфимские велодорожки нередко подвергаются критике за ошибки проектирования и некачественное исполнение. Например, в районе бульвара Славы прямо на велодорожку вмонтировали ограждение. Активисты считают, что помочь могла бы интернет-платформа, где жители сообщали бы о конкретных проблемах на городских велодорожках. Юрий подчёркивает: инициатива необходима как «сверху», так и «снизу».

 

Юрий Глущенко, велоактивист: «Чтобы превратиться во второй Копенгаген, второй Амстердам, нужно пройти очень большой путь развития — и властям города, и велосипедистам. В части культуры велосипедной, культуры взаимодействия с органами власти, уважения к пешеходам. Это взаимный путь. Одна сторона никогда ничего не сделает».